Главная > Журнал > Авто |
Авто | К списку статей
|
|
Погаси колебания |
|
Автомобильные амортизаторы тема, которая вызывает бесконечные споры в гаражах и курилках. А копилка народного опыта постоянно пополняется все новыми и новыми амортизаторными байками и рассказами. Среди наиболее распространенных как одни амортизаторы пережили несколько машин , другие не держат с рожденья , а третьи жесткие, как табуретка . Вряд ли найдется автомобилист, который не участвовал в этих разговорах, или сам не высказывал своего авторитетного мнения . В Интернете также встречаются самые разные точки зрения даже на одну и ту же марку. Так какие же они на самом деле, амортизаторы?
Конструкции амортизаторов Все амортизаторы по своей конструкции делятся на гидравлические и газовые, а также на однотрубные и двухтрубные, регулируемые и нерегулируемые. Принцип действия всех амортизаторов это цилиндр, в котором перемещается поршень с тарированными отверстиями, величина и количество которых влияет на скорость перемещения. Как раз от количества амортизирующей жидкости, проходящего сквозь клапан в единицу времени, и зависит, какой это будет амортизатор жесткий или мягкий. Гидравлические двухтрубные Гидравлические амортизаторы состоят из двух цилиндров, масло в которых перетекает из одного в другой через тарированный перепускной клапан. На данный момент эти амортизаторы являются наиболее простыми, распространенными и дешевыми. Установка гидравлических двухтрубных амортизаторов оправдана на автомобили семейного класса для очень спокойных водителей, которые не выезжают на пересеченную местность и практически не используют приемы экстремального вождения. Дело в том, что в этих режимах (спортивные соревнования, гонки и т. д.) при часто повторяющихся резких перемещениях на высокой скорости и не слишком ровной поверхности масло в амортизаторе просто вскипает и амортизатор перестает работать. Эти амортизаторы охлаждаются хуже однотрубных, используемое в них масло должно выдерживать нагревание до +150оС. Еще один минус двухтрубников это большая масса и инертность. При их установке на автомобиль увеличиваются неподрессоренные массы. Учитывая все сказанное, специалисты не рекомендуют установку этих амортизаторов на современные скоростные и тяжелые автомобили. С другой стороны, около 50% семейных авто, комплектуются гидравликой на конвейере, у неe есть самое большое для нынешнего потребителя преимущество низкая цена. Газовые однотрубные У этих амортизаторов нет второго резервуара, в отличие от классических двухтрубных гидравлических, для демпфирования используется как рабочая жидкость, так и газ. Амортизаторы высокого давления (в силу конструкции) при установке можно переворачивать вниз головой , а гидравлические нет. Чем выше давление газа, тем быстрее амортизатор реагирует на удар . Эти амортизаторы избавлены от недостатков двухтрубных. Единственный недостаток газовых однотрубников, в сравнение с гидравликой, высокая цена. Двухтрубные с газовым подпором Амортизаторы с газовым подпором это компромисс между газом и гидравликой . Они несколько дешевле газовых, но более быстрые и выносливые, чем чисто гидравлические. Газ в них находится под давлением, а масло в подпружиненном состоянии не вспенивается. Регулируемые и активные Как компромиссный вариант, чтобы железный конь одинаково хорошо скакал и по буеракам, и по автобанам (а это взаимоисключающие требования), возможна установка регулируемых амортизаторов. Их настройки можно изменять в зависимости от планируемой поездки (от самой жесткой для автомагистрали, где главное управляемость, до самой мягкой для бездорожья, где большее внимание уделяется величине ходов подвески, а скорости невелики). Эти амортизаторы дороже газовых однотрубников. Еще одна категория амортизаторов появилась совсем недавно это активные амортизаторы, жесткость которых можно регулировать прямо из кабины, с помощью электропривода. Наиболее продвинутые системы не требуют вмешательства водителя. По количеству и скорости вертикальных перемещений, которые отслеживает датчик, устанавливается, по какому покрытию едет машина и, в зависимости от этого, выбирается необходимая жесткость. Ещe одна разработка принадлежит американцам это система MagnaRide. Принцип работы таких амортизаторов основан на свойствах новой амортизационной жидкости, в которой в виде взвеси присутствуют металлические частицы. В электромагнитном поле они упорядочиваются и меняют вязкость жидкости, соответственно, и жесткость амортизатора. Естественно, что цены на такие системы могут превосходить обычную гидравлику на порядок, а то и на два. Диагностика Неисправность амортизаторов можно установить по ухудшению комфорта: машину трясет, вибрация становится неравномерной, при проезде неровностей (трамвайные пути и др.) слышны стуки и т. д. Самое опасное в неисправных амортизаторах то, что они выходят из строя постепенно, и водитель успевает адаптироваться к изменившемуся поведению автомобиля. А в то время, когда процесс еще продолжается, это грозит довольно большими неприятностями: увеличивается тормозной путь и износ шин, машина хуже рулится . Наиболее же неприятно то, что современные, чувствительные, системы АБС, ПБС, Traction Control начинают откровенно глючить ... Самая простая и действенная рекомендация: настаивать на диагностике подвески при прохождении каждого ТО. Но кое-что можно заметить и самому. Выделяют четыре способа диагностики амортизаторов от самого поверхностного до глубинного с применением, конечно же, микропроцессоров и компьютеров. 1. Смотрим Залезать под машину и пытаться что-либо разглядеть на асфальте собственного двора дело неблагодарное, но можно найти смотровую яму или эстакаду. На амортизаторе может быть масляный туман , но не должно быть подтеков, в противном случае амортизатор умер . Смотрим на шины: если износ неравномерен, то это тоже один из признаков изношенности амортизаторов. Если есть возможность демонтировать амортизатор, то довольно много информации может дать внешний осмотр штока если на нем есть задиры, следы механических повреждений или ржавчина необходима замена. Если зеркало потерто это тоже тревожный звонок. Скорее всего, амортизатор был неправильно установлен, что приведeт в скором времени к потере герметичности, и потребуется замена. 2. Движение Оценивать автомобиль в движении тоже не слишком просто, ибо комфорт понятие индивидуальное, но, как правило, если автомобиль начинает рыскать на скоростях за 80 км/ч, не держит прямую и меняет траекторию при наезде на мелкие неровности, раскачивается до морской болезни на продольных и поперечных волнах, плоховато слушается руля то это, как правило, вина неисправных амортизаторов. Есть еще один способ наиболее распространенный, но малоэффективный покачать машину, потом отпустить. В принципе, исправные амортизаторы должны погасить колебания в первой-второй фазе. 3. Диагностика в автосервисе Стоит сразу предупредить, что стендовая диагностика амортизаторов процесс не из дешевых, и может по стоимости переплюнуть цену самих амортизаторов, поэтому она оправдана только при установленных дорогих амортизаторах и системах. Так что если вам при диагностике подвески говорят, что амортизаторы надо менять, без колебаний меняйте. Причины выхода из строя Самая распространенная причина старение, т. е. усталость сальника, износ клапанной системы, нарушение герметичности и т. д. Вторая по частоте повреждение пыльников или их отсутствие, что ведет к коррозии и задирам на штоке и, как следствие, к повреждению сальника и нарушению герметичности. Следующая причина сильный пробой подвески, обычно в этом случае одними амортизаторами дело не ограничивается. Неправильная установка, как это ни печально, встречается довольно часто, поэтому устанавливать амортизаторы самостоятельно мы не рекомендуем. Без определенных навыков и специального оборудования это трудновато. А при наличии отсутствия съемников (спецоборудование для сжатия подвески) или неумелом их использовании, подвеска вашей машины способна разнести не только вашу машину, но и вообще натворить дел. Как следствие либо повреждение при установке, либо быстрый износ. Выбор амортизаторов В отличие от других расходных материалов , замена амортизаторов влияет на соотношение управляемость/комфорт довольно значительно. Естественно, что, улучшая один параметр, ухудшаем другой. Что вам важнее выбирайте сами, и в любом случае без квалифицированной консультации специалистов не обойтись. С другой стороны, автопроизводители жестко регламентируют использование тех или иных амортизаторов. Этот подход тоже оправдан, поскольку большинство амортизаторов рассчитано под определенную машину. Выбирать можно по каталогу. Еще один аспект касается отечественной автотехники в погоне за снижением себестоимости большинство российских автомобилей покидает конвейер на том, что подешевле . Сами понимаете, что управляемость такой комплектации оставляет желать... По большому счету, вам и не надо знать, какие амортизаторы у вас стоят, это должно заботить людей, которые обслуживают ваш авто. Единственно, что важно, устраивает ли вас поведение вашей машины или нет. Но если вы цените управляемость и умеете водить машину в режимах, близких к критическим, то вам придется научиться разбираться в настройках подвески. Нельзя однозначно сказать, что газовые однотрубники лучше двухтрубной гидравлики. Да, они легче, лучше охлаждаются, практически не вспениваются и т. д. и т. п. Но все эти свойства можно реально почувствовать только в предельных режимах. А если вы спокойный водитель, редко выбирающийся за городскую черту, то за всю жизнь вы можете так и не узнать какие амортизаторы у вас стояли. Более того, прежде чем ставить на своего железного коня газ , учитывайте, что газонаполненные амортизаторы намного жестче гидравлических. И для многих из нас табуреточный комфорт не искупается филигранной управляемостью. Особенно будут недовольны пассажиры, которые вообще, подозреваю, не способны осознать прелесть таких понятий, как управляемый занос, езда в скольжении, кайф от боковых перегрузок при поворотах, и продольных в режиме старт-стоп. Следующий немаловажный параметр это цена. Может отличаться на разные типы амортизаторов от разных производителей на порядок, а то и больше. А вот целесообразность отдельная песня. Нет смысла ставить на подержанную технику дорогие амортизаторы, а кузова подержанных российских автомобилей по жизни довольно хлипкие, на жестких спортивных амортизаторах умирают очень быстро. Поэтому снова и снова отправляем вас к специалистам. Если у вас нормальные отношения с автосервисом, то вам вовремя подскажут, когда менять и на что. Любителям тюнинга У большинства производителей в линейке имеются спортивные модели, которые, собственно, и устанавливаются на тюнингуемые машины. Об их свойствах мы уже говорили: замечательно держат дорогу, но очень жесткие, ставятся обычно в комплекте с укороченными пружинами прогрессивной характеристики, в результате чего заметно уменьшается дорожный просвет. Еще одно направление тюнинга внедорожники. Здесь все подчиняется совсем другим целям, и направлено на увеличение ходов подвески и проходимости. Обычно используются в комплексе проведения работ по увеличению дорожного просвета (лифтование) и установке колес большого диаметра. Регулируемые амортизаторы используются в спорте, для изменения настроек в зависимости от особенностей трассы. А также на внедорожниках, пикапах и легких грузовиках. У первых для изменения управляемости на разных покрытиях, а у последних для поддерживания стабильного дорожного просвета при разной загрузке. В этом обзоре мы рассматриваем самые распространeнные на нашем рынке марки и виды амортизаторов, к специальным же и спортивным (Koni, Bilshtein, KW и т. д.) мы вернемся в одном из будущих номеров. В обзор не попала продукция Sachs сейчас компания готовит новую линейку амортизаторов. Tokico и Kayaba Monroe Monroe Original Monroe Adventure Monroe Reflex Monroe Ride-Leveler и Monroe Level-Light Monroe Van-Magnum Rancho Rancho RS5000 Rancho RS9000 Система дистанционного управления жесткостью амортизаторов RS9000 необходима в следующих случаях: Имеется пять ступеней регулировки: Плаза Плаза-Арктика Плаза-Спорт Плаза-Профи Плаза Сэйф-Трэк Boge Boge Automatic Boge Turbo Boge Extreme |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
|