Конкурентные войны между мобильными операторами – явление объективное. И если для клиентов они практически незаметны, то сам оператор внимательно следит за «движениями и маневрами» своих конкурентов, постоянно оценивая эффективность своих и чужих маркетинговых и рекламных программ.
Изначально, когда только появилась сотовая связь, на этом рынке места хватало каждому желающему. Но как только игроки прочувствовали перспективы бизнеса, началась тихая и беспощадная борьба за главный источник дохода – клиента.
За тот недолгий период борьбы за клиента самыми эффективными методами стали снижение цен на тарифы, а также постоянная работа по увеличению площади покрытия в городах и областях, улучшение качества обслуживания, открытие своих представительств в регионах. Такой способ привлечь клиента давал очень хорошие результаты, и постепенно большая часть потенциальных клиентов была распределена между славно известными МТС, Билайн и Мегафон. В этот период строилось рекордное количество передающих устройств в регионах, позволяющих покрыть максимально возможную территорию. Однако, ситуация сложилась так, что конкуренты действовали одинаково, поэтому потенциальный клиент не испытывал дефицита внимания со стороны сотовых операторов, т.е. их присутствие в регионах была примерно одинаковой.
Нарастив, таким образом, «мышечную массу», операторы дружно начали предлагать очень интересные тарифные пакеты. Самыми популярными стали бюджетные варианты, нацеленные на студентов и пенсионеров, а также безлимитные пакеты для бизнес-структур. Кстати, безлимитные тарифы Билайн до сих пор остаются самими привлекательными среди малого и среднего бизнеса.
Появление новых сотовых телефонов, обладающих свойствами домашнего компьютера, подтолкнуло, можно даже сказать – обязало, операторов сотовой связи привлекать новых клиентов различными инновациями, к числу которых можно отнести внедрение новой технологии мобильной связи – 3G, позволяющей быстро подключаться к сети Интернет. Это, в свою очередь, сделало мобильную связь популярнее среди молодежи и продвинутых в этом плане клиентов.
Государство со своей стороны стремится снизить риск появления монополии в сфере сотовой связи различными расследованиями, ограничениями и прочими мероприятиями, результатом которых стало появление различных виртуальных операторов (например, Мегател), призванных придать конкуренции более рыночный характер.
Конкуренция – это естественное явление, от которого выигрывает только потребитель, так что будем надеяться, что в будущем сотовая связь станет еще качественней и доступней.