Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения правил дорожного движения и ошибки людей объясняют причины, по которым дорожное движение является постоянным источником повышенной опасности для общества. Гибель на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий по данным Всемирной организации здравоохранения устойчиво входит в число десяти главных причин смертности людей. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1,2 млн. человек, ещё 20-50 млн. получают травмы различной степени тяжести, становятся инвалидами.
Несмотря на возраст, дети являются полноправными участниками дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров. Именно по причине явного несоответствия уровня психофизиологического и культурного уровня требованиям безопасного участия в дорожном движении дети оказываются наиболее беззащитными в сложных ситуациях, часто возникающих на дороге.
По данным ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский» за 6 месяцев 2013 года произошло 3 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых никто из юных участников не погиб и 4 получили травмы различной степени тяжести. За аналогичный период 2012 года произошло 5 ДТП (-40%) с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых никто из юных участников не погиб и 5 (-20%) получили травмы различной степени тяжести. По вине детей произошло по одному ДТП в 2012 и 2013 году.
Анализ ДТП с участием детей показывает, что они, из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть опасность, часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности. Большинство несчастных случаев с детьми возникают в типичных ситуациях - «ловушках», из них 60% - в ситуациях «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки выбегать, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин и других объектов.
Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети, можно разделить на 5 классов.
1. "Закрытый обзор": дети и водители на ранних стадиях ситуации не видят и не могут видеть друг друга.
2. "Отвлечение внимания": ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к "цели" на другой стороне улицы или на ее проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.
3. "Пустынная улица": ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно не было), и выбегает на проезжую часть улицы, не осмотрев ее внимательно.
4. "Середина проезжей части улицы": дети не замечают опасность - обычно машину, проезжающую за спиной.
5. "Родители с детьми": дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.
В действительности, число «ловушек» несколько больше. Однако приведенные выше достаточны для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности.
Безопасное поведение обеспечивают только привычки. Их нельзя создать словами, предостережениями типа «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади». Только систематическая, повседневная тренировка движений, наблюдения, с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка водят еще за руку, помогут приобрести ему необходимые привычки.
Дети живут в своем мире, заняты своими проблемами и поэтому часто не видят окружающую их обстановку.
Мы, взрослые, должны воспитать в ребенке транспортную безопасность: умение быть внимательным, сформировать позицию – быть активным в предупреждении возможных нарушений.
Нельзя забывать и о формировании транспортной культуры, включающей такие составляющие, как уважение к людям, высокую дисциплинированность и чувство ответственности за свою личную безопасность и за безопасность окружающих.