Я ЛЮБЛЮ, ТЕБЯ, МОЙ СТАРЫЙ ПАРК...


23 января 2008 года

Я ЛЮБЛЮ, ТЕБЯ, МОЙ СТАРЫЙ ПАРК...Новая работа почетного гражданина города Клинцы, действительный члена РГО РАН Бориса Михайловича Петрова на нашей исторической страничке

Он рассказывает о всех клинцовских парках очень интересно и увлекательно. Вы узнаете очень много нового о Клинцах и его парках. Охвачен весь период существования города, все 300 лет жизни.

В статье большое количество фотографий. Постепенно статья будет пополнятся новыми фотографиями парков. Заходите чаще и смотрите, будет интересно.

Большая просьба ко всем, кто прочитает статью: оставляйте свои комментарии прямо здесь, на этом форуме. Борису Михайловичу будет очень приятно их услышать! Он очень заинтересован в Ваших отзывах!

Борис Михайлович просил, если у Вас есть такая возможность, присылать старые фотографии клинцовских парков. В дальнейшем они будут размещены на сайте с указанием авторов фото. Присылать можно на адрес администрации сайта admin@klintsy.ru с пометкой "Городские парки"

В статье Б.М. Петров предлагает увековечить посещение Клинцов артистом Р. Адельгеймом. Хотелось бы услышать Ваши пожелания и предложения по этому поводу.

Здесь размещен только небольшой отрывок из статьи. Это сделано по-причине того, что в работе много фотографий и она постоянно пополняется новыми фото. Прочитать статью полностью можно вот здесь http://www.klintsy.ru/history/index.php?page=18&#soob



"Я ЛЮБЛЮ, ТЕБЯ, МОЙ СТАРЫЙ ПАРК..."
Страшным бичом старых Клинцов были пожары. От любой небрежности с огнём выгорали целые кварталы. Причин здесь несколько. Хотя посад Клинцы значительно опережал губернский город Чернигов по количеству каменных зданий, основная масса жилой застройки и часть фабричных сооружений была деревянной, крыши преимущественно тесовые, щеповые (дранка, дор), иногда соломенные с глиняной промазкой, а отопление печное, дровяное, освещение - свечное. Любое возгорание легко распространялось по скученным постройкам. Для его предотвращения применялись строжайшие полицейские меры. На крышах домов велено было устраивать огороженные площадки, на которых стояли бочка с водой, бочка с песком, ведро, совок, лопата. Писатель И.И.Ясинский, детство которого частично прошло в Клинцах, вспоминал, что в 1850-е гг. он любил сидеть на такой площадке арендованного отцом дома, рассматривая прохожих и проезжих. В случае пожара кто-либо из жильцов поднимался на такую площадку, смачивал крышу водой и гасил падающие на неё искры и головёшки. Не всегда это удавалось. Особенно крупные пожары, уничтожавшие по нескольку сотен домов, произошли в Клинцах в 1777, 1798 и 1872 гг. Основные причины неудач клинчан в борьбе с огнём - скученная деревянная застройка и нехватка воды.

Дефицит водоснабжения - главнейшая проблема градостроительства Клинцов, проявившаяся с началом промышленного бума и дошедшая до наших дней. Она показывает, что осадчий В.Клинцов основывал не город Клинцы, а лишь слободку, что Клинцы стали городом отнюдь не по замыслу Василия Афанасьевича. Скученность старой застройки Клинцов тоже в определённой мере объясняется нехваткой воды - люди теснились поближе к существующим источникам водоснабжения. Большинство клинчан в быту пользовалось водой из криниц и колодцев (колодцы имелись даже посреди Большой улицы), однако питьевое водоснабжение - это отдельная тема. Для гашения больших пожаров колодезной воды недостаточно, но пригодится любая вода, даже затхлая и с лягушками. Вроде бы рядом речка - Московка, которая тогда была заметно полноводнее, однако она - под горою, взъезд на которую крут и тяжел даже в спокойной обстановке. У верующих стариков-старообрядцев сформировался даже определённый фатализм: "Бог дал, Бог взял...". Пожары называли "посещением Божиим" и считали их наказанием за грехи.

После колоссального пожара 1872 г., когда убытки оказались огромными, фатализм пришлось отставить. Отцы города всерьёз задумались о борьбе с огнём. Сложившуюся застройку они изменить не могли, а вот заблаговременно создать группу для тушения очагов возгорания и обеспечить её водою было возможно. В конце XIX в. в посаде возникло Добровольное (или "вольное", как говорили в XIX веке) пожарное общество, кстати, первая - после церковных приходов - крупная общественная организация Клинцов. История этого общества - отдельная тема. Нас же интересует одно из его мероприятий - создание пожарного водоёма. Место для него было выбрано на пустыре за окраиной тогдашних Клинцов, выше Сенного базара, справа от Лопатенской дороги, продолжавшей Большую улицу. Там находилась мочажина - небольшой выход подземных вод, которые стекали заболоченным ручьём, направлявшимся через промплощадку будущего чугунолитейного завода в Московку. Вот на этой мочажине и был вырыт клинцовский пожарный водоём, существующий до сего дня как "озеро в Горпарке". Возить оттуда воду было гораздо удобней, чем из речки.



Но какой же пруд без деревьев? На его берегах по старому русскому обычаю непременно должны быть вётлы, вербы или, позже, тополя. Они и укрепляют берега, и притеняют воду от испарения в жаркие дни, да и вообще это красиво, а в красоте наши предки понимали не меньше нас, а, пожалуй, больше. Но если над прудом вербы, то почему рядом пустырь?!! Почему не устроить на нём платный сквер, доходы от которого пополняли бы скудную кассу ДПО, формировавшуюся за счёт членских взносов и пожертвований? На рубеже XIX-XX веков Клинцовское ДПО засадило липами, широколистными клёнами и сиренью пустырь около пруда и территорию Сенного базара, начинавшуюся от Большой улицы. Сенной торг, не так давно перемещённый сюда из Пустынек, перенесли ещё дальше, в сторону Лопатней. Так возник "Сад Клинцовского добровольного пожарного общества" - нынешний "Клинцовский городской парк имени В.Воровского". Такой же ход благоустройства: ДПО - пожарный водоём - сад ДПО наблюдался в это время и в других русских городах. Огнеборцы часто оказывались основателями городских скверов или парков.



Нельзя сказать, что клинчане до сада ДПО не имели зелёной зоны для отдыха. В начале 1850-х гг. посадское общество приобрело у князя Голицына окружающий Клинцы сосновый лес. Посадская дума мудро заповедала его на вечные времена. Клинчане привыкли к этой мысли, да так, что когда в начале 1900-х гг. было решено вырубить часть (худшую) этого леса, чтобы выручить деньги для строительства женской гимназии (ныне здание ПТУ №24), произошли крупные волнения горожан. Сухие участки Клинцовского леса за Солодовкой и "на Новозыбковском шляху" (в районе нынешнего стадиона) скоро стали зоной отдыха небогатого населения, которое предавалось здесь по выходным питью чаёв из принесённых самоваров и не только чаёв, забаве на качелях и картёжным играм "на природе". Наличие этого близко расположенного посадского лесопарка в какой-то мере восполняло отсутствие внутригородского парка или сквера.

К концу XIX в. в связи с фактической самоликвидацией клинцовской общины беспоповцев их бывшее кладбище (ныне на ул. Крупской), заросшее крупными деревьями, стало использоваться как место отдыха (и политических митингов!), но парком в полном смысле оно не было никогда. В черте нынешних Клинцов при бывшей городской усадьбе Бороздён (их "заезжий дворец" на Стодоле), имелся старинный (образован в 1730-е гг.) лесопарк, но он принадлежал фабрикантам Барышниковым, да и Стодол до революции не входил в состав посада. (В юбилейном буклете этот лесопарк назван "сквером, заложенным фабрикантом". Зелёные насаждения существовали на этом месте не только до Барышникова, но и до Бороздён). Таким образом, сад ДПО - старейший специально созданный внутригородской парк (сквер) посада Клинцы.

Там, где сквер, там и люди, а им скучно от одних прогулок. Так закономерно в садах ДПО возникали "зелёные" или просто открытые эстрады, часть доходов от которых также поступает в кассу пожарных. Возникла такая крытая сценическая площадка-раковина с открытым, но огороженным партером и с контролем на входе и в саду Клинцовского ДПО.

Уже в начале 1880-х гг. в Клинцах имелась музыкально-драматическая антреприза, организовывавшая гастроли передвижных театральных трупп. Постепенно часть бродячих артистов задерживалась после гастролей в нравившемся многим посаде, наиболее бойкие очаровывали любвеобильных клинчанок, обзаводились семьями, обрастали детишками и т. п. Многие артисты надолго, а часть - навсегда, оседали в Клинцах, образовав здесь актёрское сообщество. Их сил пока не хватало для создания самостоятельной безубыточной труппы, но и в переезжих труппах не хватало актёров на все роли в новых пьесах. Увязать всё это было задачей антрепренёра. Они организовывали спектакли передвижных трупп совместно с клинцовскими артистическими силами. Спектакли шли тогда с двух-трёх репетиций, под суфлёра, по 4-5 представлений за время гастролей. За год в Клинцы приезжало до пяти - восьми трупп, каждая со своим репертуаром, сочетавшим драматические и музыкальные спектакли, дивертисменты, живые картины, сольные выступления. Каждая труппа привозила по 5-7 спектаклей, обязательно приурочивая к Клинцам одну из премьер и бенефис одного из актёров. Кроме того, в Клинцах существовало ещё Добровольное театрально-драматическое общество - любительский кружок-студия, дававший благотворительные спектакли. Театральная жизнь била в Клинцах ключом, далеко опережая уездный Брянск с его единственным тогда залом Дворянского собрания на сто мест (вроде клуба промартели). Заехавшая в 1911 г. в Брянск А.Вяльцева отказалась петь в таком убожестве и уехала в Карачев.

Но театральная жизнь Клинцов - это также особая тема. До сооружения в 1905-1907 гг. великолепного театрального зала Клинцовского общественного собрания - ныне ДК "Современник" с вращающейся сценой (это его клинцовский агитпроп настойчиво переименовывал в "Купеческий клуб") спектакли давались зимою в домах богатых клинчан, а летом - в саду Клинцовского ДПО на открытой сценической площадке. Случалось, что спектакль в саду ДПО приходилось прекращать из-за дождя, но зал этого зелёного театра почти всегда был полон. Цены билетам были вполне демократичны: от 20-30 коп. (что доступно любому мастеровому или гимназисту) до 2-3 руб. в первых трёх рядах. Своим театролюбием Клинцы были известны даже в Москве и Петербурге. Новые пьесы шли на сцене в саду Клинцовского ДПО в тот же сезон, что и на столичных сценах. Помимо профессиональных трупп, передвигавшихся по провинции, на эту сцену выходили и столичные артисты. На сцене сада ДПО выступал даже такой знаменитый в те годы артист, как Р.Л.Адельгейм (1861-1938), превращавший свои выступления в мастер-классы для провинциальных актёров (в 1931 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР). Бывала в Клинцах и столичная опера. Спектакли давались в костюмах, но декорации из-за сложности и дороговизны перевозок были скромными. В те годы даже в драматических спектаклях почти всегда присутствовала живая музыка. Оркестр играл перед началом спектакля, в антрактах, сопровождал пение, если оно включалось в пьесу, а после коротких пьес обычно давалось дополнительное музыкальное отделение, не связанное с содержанием пьесы. Сначала труппы привозили в Клинцы свои небольшие оркестры. После возникновения клинцовского профессионального еврейского оркестра под управлением Драпмана (двоюродный дед известного клинцовского музыкального педагога и композитора А.М.Карасика) спектакли обычно сопровождал этот оркестр, получивший известность далеко за пределами Черниговской губернии. Иногда он играл на зелёной эстраде и в дни отсутствия спектаклей. Вполне демократическую атмосферу гуляний в саду Клинцовского ДПО хорошо передаёт стихотворение 1915 г. "Граду моему".


Читать дальше вот здесь http://www.klintsy.ru/history/index.php?page=18&#soob

Приятного чтения и ждем Ваших отзывов на форуме http://www.klintsy.ru/forum/viewtopic.php?t=33526




Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: letmix
Помним
все фотографии »