Самодеятельный скульптор


18 апреля 2014 года

Самодеятельный скульптор Николаю Михайловичу Батуро 85 лет, создавать же первые свои работы он начал, когда ему исполнилось 70 лет.

В скромном доме Н. М. Батуро по ул. Речная за железно-дорожным переездом в районе Банного поселка целая большая комната выделена под мастерскую. Точное число статуэток, выполненных в технике гипсовой скульптуры, самодеятельный мастер, отказывается назвать. Думаем, что явно перевалило через сотню, но еще не приблизилось к тысяче. Работает ваятель-самоучка практически каждый день, а задумок не убавляется. Сегодня он абсолютно «из головы» сочиняет милую влюбленную парочку, где к пасторальной композиции «родителей» просто «напросился» бегущий ребенок.

Сначала идея рождается в голове, захотелось развить прежнее достижение или подсмотрел где-то образы. Далее – никаких особенных эскизов и проработок. Техника исполнения - довольно проста – на скрученный из проволоки каркас лепится комок за комком замешанный до консистенции густой глины гипсовый раствор. Шпателем проходятся тонкие детали. Затем засохшие скульптуры раскрашиваются гуашью, и здесь нужно показать свое мастерство как живописца-колориста.

Помогает по хозяйству Николаю Михайловичу его дочь, проживающая поодаль. Она с большим уважением относится к его увлечению, готова помочь в любое время.

«Продаете работы? – спрашиваем его.

«Ой, что вы! Дарю, мне всегда радостно, если вещь приглянулась и понравилась человеку», - отвечает клинцовский Пиросмани или Руссо.

В гостиной его дома по журнальном столике стоят самые последние готовые работы, из которых особенно выделается изготовленный к Олимпиаде довольно большого размера конькобежец в костюме сборной России. Чуть поодаль находится отчего-то, наверно из желания быть похожей с оригиналом, стоящим на Красной площади, нераскрашенная вольная копия композиции «Минин и Пожарский». Пытался 85-летний ваятель поработать в классическом жанре бюста, генералиссимус Сталин удался не особо успешно.

Есть у скульптора Батуро своя Пушкиниана. Любовь к великому поэту и яркий колорит работ роднят его с другим клинцовским художником – А. Федосеенко. Также как у нее – Пушкин сначала один, а затем – с супругой Натальей или Анной Петровной Керн. Как тут не вспомнить: «Пушкин –это наше всё», он отождествляется с «моцартианской» легкостью и простотой, присущей наивному искусству.

Другой великий русский – Петр Первый – предстает также в нескольких ипостасях. В отличие от Сталина его образ удается всегда. Вот – и никакого влияния знаменитого «Медного всадника» - Петр стоит сначала «на берегу пустынных волн», а затем укрощает вознесшуюся над ним белую гривастую лошадь.

Привлекает внимание тема охоты. Застыли в стойке изящные борзые, взлетают над заводью спугнутые утки. Природа удается мастеру, особенно запоминаются этакие «шатры» из зелени, где располагаются идиллические фигуры влюбленных пар.

Удивляет широта тематического охвата работ и впечатляет эволюция мастерства Н.М. Батуро. Самые «древние» работы напоминают кооперативные или кустарные барельефы, какими еще в 60-ые любили украшать свои комнаты деревенские старушки. В них ценилась тогда анилиновая «веселость» красок, которые стали позже у художника намного более сдержанными. Восхищение вызывают последние работы – тут уж настоящий динамизм и экспрессии – в полете борются за мяч стройные футболисты. Резво мчится, везя свадьбу, удалая тройка.

«Первооткрывателями» творчества Н. Батуро стали сотрудники краеведческой библиотеки. Фигурки мастера находились в художественной школе, но внимания на них почти не обращали. Библиотекари стали интересоваться, кто сделал такую красоту. Разыскали самодеятельного мастера, сумели расположить к себе, что было нелегко. Предложили сделать небольшую выставку, затем организовали встречу художника с юными любителями прекрасного.

В читальный зал пришли со своими классными руководителями восьмиклассники Средних школ № 6 и № 7. Из видеопроектора на развернутый экран транслировалась заранее подготовленная презентация. Самого Николая Михайловича попросили рассказать о своей жизни. Как родившемуся в 1929 году на него выпали все возможные тяготы довоенного голодного времени, невзгоды оккупации. Не умея сдерживать слезы, самодеятельный скульптор говорил о том, что сегодняшнему школьнику невозможно и представить – одна пара обуви на всю семью, в питании приходилось довольствоваться скуднейшим рационом. 14-летний Николай Батуро, проживая в родном ему селе Великая Топаль, чудом избежал насильственного угона в Германию, получил звание «Труженик тыла». Не в этой ли беспросветной тяжести быта зрел светлый и радужный артистический дар, который проявился спустя пятьдесят лет.

Не думал водитель-механик обычного советского колхоза, что в XXI веке ему, как скульптору преподнесут цветы оснащенные мобильными телефонами, превзошедшими фантазии самых смелых фантастов, школьники. Долгое время Николай Михайлович работал на Клинцовском заводе телефонной аппаратуры, и не предполагал, что его как самодеятельного мастера будут чествовать школьные учителя. Он подарил по вылепленному и расписанному им ангелу каждому из приведших ребят педагогов. «Если бы вы знали, как такие встречи вдохновляют на новые работы, так бы часами и днями творил бы новое и творил», - истинный художник больше всего думает о непрерывности своего творческого процесса.

Библиотекари вместе со школьниками собираются посетить Николая Михайловича в его мастерской на Речной улице. Как установится настоящая весенняя погода и пробьется столь любимая художником зеленая травка.

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: letmix
Осенний портрет
все фотографии »