Владыка-краевед


30 июня 2014 года

Владыка-краевед«Историко-статистическое описание Суражского уезда», составленное архиепископом Филаретом Черниговским (1805 – 1866) – прекрасный памятник краеведческой мысли, по которому мы можем судить о Клинцовском районе в середине XIX века.

Архиепископ Филарет (в миру – Димитрий Гумилевский), безусловно, был одним из образованнейших людей своего времени. Его жизненный путь можно назвать шествием настоящего «self-made man» - он полностью сделал себя сам, через дисциплину насытил знаниями, пройдя от сына священника Шацкого уезда Тамбовской губернии до поста ректора Московской духовной академии. Епископом он был херотонизован в 40 лет, а в 43 года, будучи поставлен владыкой Харьковским, начал свой первый краеведческий труд – описание Харьковской епархии. Ленивый и не пекущийся об «овцах своих» пастырь сидит в кабинете, да выезжает не иначе, как на пиры, а «пастырь добрый» устремляет свой умный взор непосредственно на места проживания «малых сих».

В 1859-ом году архиепископ Филарет назначается на Черниговскую кафедру. Церковные приходы нынешнего Клинцовского района входили в составы трех благочиний – Суражского, Новозыбковского и Стародубского. Так, например, сторона сел за Смотровой Будой (Медведово, Киваи, Топаль) – находились территориально на землях Новозыбковского уезда, а Душкино, Мартьяновка, Гулевка – на землях Стародубского.

Открывающая «Историко-статистическое описание Суражского уезда» заметка говорит, что «в 1781 году поселение Суражичи, большей частию монастырское, названо уездным городом». Всего главок в «Описании» вместе с первой – семнадцать. Владыка вносит в свой труд все услышанное о владении графа Завадовского Ляличи, где, представьте себе, на момент описания – в 1860-ом году проживает 3,5 тысячи человек, почти на тысячу больше, чем в уездном Сураже. В селе нынешнего Клинцовского района Ущерпье вообще же начитывается 1705 прихожан мужского и 1915 женского пола.

«Местоположение Ущерпья стоит кисти художника, - пишет архиепископ Филарет, - Село расположено двумя длинными улицами, с переулками на возвышенности. У подошвы горы бьют ключи самой чистой и холодной воды. В весеннее время реки Ипуть и Веприк заливают луга на значительные пространства. Луга, оживленные влагою, покрываются изумрудною травою, сочною и питательною для скота», - вот слова человека влюбившегося в место своего служения как в новую родину.

«В четырех верстах от Ущерпья в лесу есть Чернецкий хутор. По словам стариков здесь жили два чернеца-инока – долго и по закрытии Каташинского монастыря; но граф Петр Васильевич Завадовский, получив в свое владение Ушерпье, приказал им не ласковым тоном удалиться, и они ушли», - как прекрасно и с каким сожалением сказано.

В статье о селе Удебное значится не менее любовная деталь: «Благочествые обычия в круге благочиния: очень многие и в мясоед не употребляют мясной и молочной пищи по понедельникам. В великий пост престарелые в понедельник, среду и пятницу не вкушают ничего до вечера».

О Смолевичах мы узнаем, что «Граматою 1715 г. село Смолевичи купленное утверждено за Иваном Бороздной. В 1848 г. освящен в Смолевичах каменный храм, построенный усердием владельцев Ивана и Николая Петровичей Бороздн; храм красивый и достаточно снабженный утварью». Здесь по переписи проживает почти 4 тысячи людей.

Клинцовский Петро-Павловский храм был освящен до приезда архиепископа Филарета на Черниговскую кафедру. По всей видимости, он просто не доехал до нашего посада, и не имел возможности внести его в свою книгу. Завершить же полное «Историко-статистическое описание Суражского уезда» помешала трагическая смерть Владыки.

Весьма любопытно прочитать в главке, посвященной селу Лотаки (почти 5 тысяч населения), несколько писем, посланных местным землевладельцем Василием Николаевичем Ханенко, примечательным тем, что он, флигель-адъютант Петра III, был первым из русских, кто учился в «Кильском университете» (г. Кельн, Германия). Творение владыки Филарета может послужить источником для написания труда о замечательных землевладельцах и помещиках наших мест, среди которых было множество военачальников, дипломатов и даже поэтов.

В 1866 году на земли Малороссии пришла эпидемия холеры. От таких болезней в первую очередь страдают люди, чьим поприщем является общественная деятельность. Несмотря на предостережения Владыко продолжает службы и архипастырские поездки. Архиепископ Филарет как подлинный пастырь «положил душу за други своя». Собранные им сведения были изданы в 1873 году. Впервые после революции репринтное издание «Историко-статистическое описания Суражского уезда» увидело свет в 2009 году.

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: letmix
школа
все фотографии »