Время и спички


24 марта 2015 года

Время и спичкиСобирание этикеток спичечных коробков – это, наверное, самый ностальгический вид коллекционирования. Самый древний экспонат коллекции нашего собеседника датирован 1884-ым годом, новоизданные же с каждым годом появляются все реже.

Спички – характернейшая во всех отношениях примета XX века, тут и «спички детям не игрушка», тут и трубка Сталина, тут и фронтовые окопы, тут и пионерские костры, тут и «лисички взяли спички…».

- Еще подростком начал собирать марки, - рассказывает Роман. - Золотая пора советского коллекционирования, в ларьки «Союзпечати» еженедельно привозили новинки. Спасибо родителям, что давали каждую неделю рубль или полтинник. Потом, когда взрослее стал, начал отсеивать по эпохам, заканчивал 1953-им годом – временем смерти Сталина. Неплохое собрание из 30-ых годов, где-то по каталогу даже исчерпывающее. Затем соседи, зная, что я интересуюсь всяким, так сказать, барахлом, отдали уже готовую, долгое время пылившуюся на антресолях не особенно аккуратную, но все же коллекцию спичечных этикеток 70-ых годов. Оставил, так как было…

Коллекционер показывает альбом для рисования сорокалетней давности с Чебурашкой и Крокодилом Геной на обложке. Каждая этикетка, есть рваные и мятые, прикреплена к листу капелькой клея.

- Сегодня этот вид коллекционирования не популярен. Чаще всего собирают современные монеты с субъектами Федерации или городами. Я не встречал в Клинцах никого, кто бы действительно увлекался современной филуменией. Зажигалки заменяют спички, газовые плиты почти все - с автоматическим пьеза-зажиганием конфорки.

Коллекционирование спичечных этикеток - филумения, зародилось в Европе 30-х годов XIX-го столетия и стало достаточно популярным потому что, как говорят историки собирательства, не требовало больших дополнительных затрат. Спички нужны всем, а этикетка к коробку прилагается. Среди имен знаменитых коллекционеров спичечных этикеток называют президента США Теодора Рузвельта и нидерландскую королеву Вильгельмину.

Древние производители спичек решили привлекать покупателей не только качеством своего товара, но и красочными запоминающимися рисунками. Чтобы удержать покупателя стали выпускаться серии этикеток, посвященных одной теме. Сегодня этот маркетинговый ход напоминает то, как выпускаются журналы с разными игрушками, деталями или модельками, и для того чтобы получить новую игрушку нужно купить следующий выпуск журнал. В СССР, где частной собственности не должно существовать, государство само затеяло эту игру - спичечные этикетки стали особенным культом. Темы на советских коробках так же разнообразны, как и на марках или открытках.

Не можем не спросить о цене вопроса, то есть - в какие деньги обходится Роману его увлечение.

- Последнее время я, если покупаю в Интернете, то наборы спичек позднего периода. Цены смешные - примерно от 100 рублей и не более 300. К сожалению, сильно упал как спрос, так и предложения. Есть у меня три набора спичечных коробков - «Лесдревмаш-79», «Бабочки 65», «Балет -57» - в идеальном состоянии. В каждом не хватает одного коробка, то есть не полный комплект. Здесь бы дороже заплатил.

- Что стоит за вашим увлечением, ностальгия?

- Ностальгия, но не по СССР, Боже упаси. – Роман показывает себя знатоком поэзии. – У Евгения Рейна, что - ли, строчка есть: «… и вместо сладостей ненастоящих протянет верный детский леденец».

Роман достает пакетик за пакетиком:

– Полная серии «Украинская ССР», особенно актуально, 7 штук, «Спартакиада народов СССР» 1959 год – 13 штук, новые абсолютно, словно в барокамере хранились. «Заповедники РСФСР», 19 штук. «Спорт? Спорт!» - в обществе обсуждали, какие занятия спорт, а какие – нет, тогда еще о таких диковинках, как на керлинг на олимпиаде и не помышляли. 1959 год 4 штуки "2-ая спартакиада БССР", 1962 год 18 штук "Достижения народного хозяйства СССР». "Создавайте санитарные посты в полеводческих бригадах" – почти Зощенко. "Югославия. 1966 г. Чемпионат мира", Армения, Монголия

Самые типичные, все будут помнить - «Берегите лес!», «Застраховано ли ваше имущество?», «Читайте журналы и газеты» выпускали трижды - 1961, 1965, 1966 году. «Великая Отечественная война» полностью 40 этикеток.

- Чисто эстетически, - продолжает он, - нравится серия цветов - "Маки, Гвоздика, Георгин" 1960 год, или вот 1959 год 10 штук "Народные костюмы республик СССР", в 80-ых очень хорошие картинки были «Приключения бравого солдата Швейка» - оригинальные иллюстрации художника Йозефа Лады, многим запомнилось. Вот «Птицы СССР» полный набор.

Коробки – произведение искусства промышленной графики. Над созданием лучших образцов трудился целый ряд специалистов - художники, фотографы, текстовики (как бы сейчас сказали «копирайтеры»). Филумения объемлет коллекционирование спичечных этикеток, а также коробков и других предметов, связанных со спичками. Слово филумения (phillumeny) происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (огонь).

Роман переходит к сериям из спичечных коробков, разворачивает хрустящий целлофан:

– Вот, мой самый любимый, наверное, вы правы, что во мне литератор погиб. Подарочный бокс из 20 коробков, заметьте красная сера, к выходу на экраны фильма Бондарчука «Война и мир». Все актеры в образе, Л. Савельева играет Наташу, В. Тихонов – Болконского.

Затем онн показывает большой коробок высотой 8 сантиметров:

- Так называемые кабинетки. «Ленинград», сувенирные спички. Вот, если говорить о ценах, что-то стоят хорошие кабинетки – до тысячи рублей, а так коробок – от десятки до сотни.

Спрашиваем Романа о злынковских спичках, какими пользовались в Клинцах нашего детства.

- До 1917 года в России было огромное число производств спичек. На самых первых, в отличие от Германии, не было этикеток. Таких коробков сохранилось, наверное, пара десятков в каких-либо провинциальных музеях. В 1888 году была издана инструкция "О фабриках для приготовления зажигательных спичек", установившая, сколько должно быть спичек в коробке в зависимости от ее размера. Вот коробок фабрики М. Волкова в Новозыбкове, есть еще Ф. Зимина в Медыни и С. Ельчинского в Вязьме. В 1861 году некий Марютин приехал в Новозыбковский уезд с целью дешево купить продававшийся тогда лес и начать его разработку. Он устроил спичечную фабрику на хуторе в восьми километрах от Злынки. Его пример оказался заразительным, и многие злынковские купцы стали вкладывать свои капиталы в выгодное дело. В 1907 году в Вышкове, неподалеку от Злынки, была пущена последняя в уезде фабрика злынковского купца Родионова, затем ставшая фабрикой «Ревпуть».

- Сейчас у нас в ходу балабановские, - говорим мы.

- Сейчас это одно из крупнейших производств спичек в Европе. Сегодня «лицо» коробка здесь не наклеивают, а печатают. Расцвет филумении в СССР напрямую связан именно с Балабановской экспериментальной спичечной фабрикой, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик. Она выпускала специальные наборы именно для филуменистов – то есть отдельно этикетки без коробков - по 100 этикеток в наборе, комплекты этикеток сувенирных наборов.

- Может ли наступить полный конец спичечной эры?

- Сегодня, говорят, осталось на всю Россию всего шесть фабрик. Есть и совсем экзотика, например, "Формат принт" в Рыбинске, которая делает вот такую малотиражную, обычно в тысяче экземпляров, сувенирку под заказ. Набивают спичками других производств. Это - куплено в музеях, этот набор подарен военными из космических войск.

- Что интересно из последнего?

- Вот спички из села Верхний Ломов. Любопытно, что совсем недавно этой фабрике возвращено не дореволюционное, но советское название «Победа», - на коробке изображен факел. - Сейчас это единственная фабрика, делающая деревянную верхнюю часть коробка.

Роман бережно достает и показывает спичечные коробки довоенных и послевоенных времен:

- Расцвет полиграфии привел в послевоенные годы к буму оформления этикеток.

Еще пара довоенных! Фабрика "Волна революции" г. Новозыбков тогда Орловской области 1939 год. Обратите внимание - на первой этикетке стоимость 2 коп., как в 1930-32-ом, а затем - 5 коп., как стоили спички только с 1939 по 1941 год.

- Эстония первой в СССР в 1972 году начала выпуск картонных коробков, которые в среде филуменистов стали именовать "каркорами", - рассказывает собиратель. - В 1965 году 53% всех произведенных в СССР спичек экспортировали в Уганду, Кению, Судан, Англию, Данию. Сегодня у белорусов - до 85 % «Борисовдрев» изготавливается на экспорт.

Роман показывает плоские картонные коробки с американскими спичками, которые ему подарили моряки, ходившие в «загранку» в 80-ых. Деревяшка сделана одной пластиной, чтобы зажечь, нужно отломать щепку с серой:

- Советские спички были признаны самыми надежными в мире. Байка такая есть. Вроде бы Сталин как-то велел собрать на совещание всех директоров спичечных комбинатов. Когда они съехались, он молча достал трубку, спичечные коробочки разных фабрик и начал одну за другой зажигать спички. Зажжет одну – гаснет. Зажжет другую – тот же результат. И так раз десять. Потом коротко спросил: «Поняли?.. Тогда свободны». Вернувшись, директора собрали технологов, химиков и начали работу по усовершенствованию спички. В результате дерево начали обрабатывать специальной жидкостью, а в состав головки вошли новые горючие, но безопасные вещества. Сейчас правители сами не курят и с курением борются.

По аналогии со «сталинским барокко», послевоенный спички хочется назвать «советским ампиром». Роман рассказывает, как в 60-ые установился канон - стандартные размеры спичечных коробков - обычный, коробок для хозяйственных спичек, для камина и для газа. Многие помнят охотничьи и спички для туриста.

- «Города России» - этикетки специально выпущенные в 1957 году к IV Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве, «Космос», «Футбол», «История парусного флота», «Породы собак», «История железнодорожного транспорта», тематические коллекции - "Московский кремль", "Химки 50 лет", "50 лет Алтайскому краю", "Малахитовая шкатулка", "Художественные промыслы России", "День работников леса", "Дары Прометея", "Выдающиеся личности", "Защитники леса", "Берегите линии связи", "Эмблемы федераций спорта СССР", "Новгородлеспром", "Русский самовар", "Такие разные кошки", "Роскроликозвероводство".

- Вот редкость тоже из мира кино, - как-то особенно грустно говорит Роман. - Набор спичечных этикеток "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви". Сергей Соловьев после «Ассы», собравшей в перестроечном прокате миллионы, снял этот фильм с Абдуловым и песнями Гребенщикова. Для раскрутки, или как бы сейчас сказали промоушена, были выпущены спички. Грустный очень фильм и странный, как уходит детство и как рушится империя.
Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: 13)
Домик на перекрестке пер
все фотографии »