Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Рильские горы — Селимпаша. Автопутешествия Дмитрия Житомирского. Часть пятая

Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "Радио России". Его передачи вы слушаете каждый день на волнах "Радио России". Дима веселый и добрейший человек! Живет в Москве. На нашем сайте его можно встретить под ником "Дима". Родители Дмитрия родились в Клинцах и он часто здесь бывает.
 
Дима много путешествует со своей семьей на автомобиле и уже рассказывал о  путешествии в Дагестан на Каспий
 
В июне и июле Дмитрий отправился по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция и обратно. Вот об этом путешествии он рассказывает на своем сайте и у нас в журнале.
 

Рильские горы — Селимпаша.
Рильские горы - Селимпаша

День одиннадцатый
21 июня

Рильские горы — Пловдив (Болгария)
Дневной пробег 248 км, общий пробег 3221 км.

Расходы:
44 лева (22 евро) — ночевка в бунгало

Стали собираться в Пловдив. Изначально хотел поехать по чуть более длинной дороге через горы, потому что в Москве это казалось очень интересным — ездить по горам. Но сейчас в этом уже не было никакого смысла — по серпантинам мы накатались. Решили не выпендриваться и поехать прямой короткой дорогой — шоссе София-Пловдив.

Когда грузились в машину, я обнаружил трещину в боксе на крыше. Поперечины в Эстиме стоят довольно близко друг к другу, и длинный бокс имеет большие свесы спереди и сзади. Моей ошибкой было положить тяжелую палатку в заднюю часть. Когда машина прыгала вверх-вниз, бокс деформировался и дал небольшую трещину в районе крепления. Я переложил багаж так, чтобы сзади осталось что-то легкое. За трещиной теперь слежу, она не увеличивается.

Без гор по дороге все равно не обошлось, проехали мимо лыжного курорта Банско, стоящего у подножия самой высокой в Болгарии вершины. В районе курорта встретилась реклама недвижимости на русском языке.

Пловдив — второй по величине город в Болгарии.

Добро пожаловать в Пловдив

Подъезжая, решили ехать сразу к знаменитому Алеше, который «в Болгарии русский солдат». Он стоит на холме, виден еще с окраины города. На холм ведет Руски булевард. К холму подъехали, стали искать подъезд к памятнику, забрались по крутым улочками чуть ли не к кому-то во двор, потом спустились вниз. Местные сказали, что памятник — вот он, а как к нему подъехать, они не знают, и проще будет пешком. Пошли по мощеной дорожке, начинающейся в парке, пешком, нам не привыкать. Карабкались довольно долго и подошли к Алеше откуда-то сбоку и сзади.

На холме

Рядом монумент, посвященный Александру II, но он теряется на фоне памятника советскому солдату.

Монумент

На памятнике надпись «Слава непобедимой Советской армии-освободительнице» по-болгарски. Как мы не искали, нигде не нашли слова «Альоша», которое, согласно легенде об истории создания памятника, должно быть на постаменте.

Альоша

Перед Алешей когда-то бил фонтан, теперь он не работает, и на всей площади мемориала чувствуется атмосфера запустения.

Альоша

У памятника лежит букет увядших подсолнухов. На лавочке сидела молодая болгарская парочка, одна болгарская семья фотографировалась на фоне панорамы города.

Панорама Пловдива

Поехали в исторический центр. Прямо на центральной площади откопан фрагмент античного стадиона, он сейчас заметно ниже уровня земли. Зашли в большую мечеть, никто из нас до этого не был в мечети. Там молилась только одна женщина, прошли босиком по мягкому и невероятно чистому ковру по кругу и вышли. Обещанной путеводителем сладкарницы при мечети не нашли.

Мечеть в центре Пловдива

Отправились пешком к римскому амфитеатру. Он отреставрирован (из 28 рядов осталось только 14), используется по назначению. Вообще, он уже был закрыт для посетителей, там начиналась репетиция оперы, но мы случайно подошли со стороны кулис, решетка была открыта. Спросив разрешения, вошли и посидели на древних мраморных лавках. Для зрителей во время представления, кстати, кладут на эти лавки мягкие маты.

Римский театр

Потом прошлись по улочкам старого города, где каждый дом — музей.

Старый Пловдив
Старый Пловдив

Наконец-то я удовлетворил свое желание и насмотрелся на архитектуру так называемой эпохи болгарского национального возрождения. Это, как правило, те самые дома с выдающимся над первым вторым этажом.

Старый Пловдив

Улицы узкие и крутые, влезли на очередной холм с очередными развалинами очередной древности, пора бы и поесть. Зашли в ресторан «Конюшни на царя», с двумя указателями: «Если ты голоден» и «Если ты жаден». Был повод почесать голову, потому что наличности осталось в обрез.

Ако си гладен, ако си жаден

Как выяснилось, жадным вообще подавали одни напитки и снеки, мы присоединились к голодным, но заказывали с калькулятором в руке. Ресторан недорогой, кормят вкусно, вот только с обслуживанием проблемы.

Знакомство с Пловдивом решили закончить прогулкой по пешеходной улице. Потом долго крутились по все тем же узким и крутым улицам, пытаясь выехать из центра в сторону нашего кемпинга. Навигатор все время предлагал какие-то нереальные варианты, жена со схемой центра города в руках оказалась более точной.

С кемпингом история следующая. Одной конторе принадлежат несколько комплексов. Палатки можно ставить в комплексе «4-й километр». Я им предварительно написал, мне ответили, что возможность пользоваться душем и туалетом есть только у проживающих в бунгало. Ну, ладно, они недорогие. И вот мы долго ездим в темноте туда-сюда, ищем этот «4-й километр», а дорогу в этом месте ремонтируют, и указателей нет. Не без помощи добрых людей находим, и тут выясняется, что бунгало стоят в комплексе «9-й километр». Мне никто об этом не написал! Хорошо, что хоть на том же шоссе. Со второго раза нашли и этот комплекс. Ворота нам открыл и проводил до нашего дома презабавный поддатый персонаж в плавках.
Двухместные домики сильно совковые, объединены парами в одно строение, но душ-туалет у каждого свой. Именно так, через дефис, «душ-туалет», потому что на такой маленькой площади можно было мыть голову, извините, не вставая с унитаза. Зато 22 лева за двоих — совсем не дорого. С территорией кемпинга граничит водный комплекс с бассейнами «Акватека», и до двух ночи там была дискотека, пришлось закрыть окно. В остальном ночь прошла спокойно.


День двенадцатый
22 июня

Пловдив (Болгария) — Селимпаша (Турция)
Дневной пробег 400 км, общий пробег 3621 км.

Расходы:
125 лев (ок. 65 евро) — бензин
7 лев (4 евро) — мойка
15 лев (8 евро) — шиномонтаж
75 (15×5) евро — турецкие визы
4,25 лиры (2 евро) — проезд по автобану
26 евро — ночевка в Istanbul Mocamp

Изначально в планах на сегодня значилось проехать через горнолыжный курорт Пампорово, посетить смотровую площадку на горе Снежанке и найти ночлег на берегу водохранилища Кырджали, откуда на следующий день ехать до Стамбула. Но еще накануне мы решили, что, во-первых, смотровой площадкой нас уже не удивишь, во-вторых, искать место и ставить палатку только на одну ночь не хочется, в-третьих, хорошо бы побольше времени провести в Стамбуле.

Итак, первое серьезное изменение в маршруте — мы едем из Пловдива сразу в Стамбул по прямой дороге, но ночевать будем не в Mistik Camping на берегу Черного моря, а ближе километров на 70-80, недалеко от побережья Мраморного моря в кемпинге Istanbul Mocamp. И про тот, и про другой я читал раньше, Mistik был интереснее тем, что расположен ближе к центру Стамбула, зато Mocamp на Мраморном море, в котором мы еще не купались. Но обо всем по порядку.

Как я уже писал, рядом с нашим кемпингом в Пловдиве был развлекательный центр «Акватека», дети заметили его еще на подъезде. Решили, что с утра побалуем детей бассейнами. Пока за все время они купались только на водохранилище Копринка. Перед входом выяснилось, что наличных лев у меня на билеты не хватает. Заплатил за всех, кроме себя, и поехал в Пловдив искать банк. Банк нашел, на обратной дороге заехал на Лукойл, заправился и решил впервые за поездку проверить давление в колесах. Упс, в правом заднем чуть больше одной атмосферы (норма 2,3). Докачал до нормы и понял, что надо искать шиномонтаж. Там же на Лукойле была и мойка, 7 лев за кузов (150 р.) — это копейки по московским меркам. Моют как бы бесконтактно, но капот и лобовое стекло сначала сбрызгивают каким-то средством от насекомых, а потом проходят мягкой щеткой. У мойщика узнал про ближайший шиномонтаж, оказалось — 100 метров. Мойщик сказал, что там работает его друг Методи, и просил передать тому привет от Данчо.

Методи нашелся быстро, в колесе оказался то ли кусок гвоздя, то ли еще что-то, что вытащилось с трудом. Обычная заплатка изнутри, балансировка. Методи по-русски не понимает, на курсах болгарского в Москве топика «В шиномонтаже» не было, поэтому стоило труда жестами объяснить, что надо бы проверить на утечку место на стыке диска и покрышки, куда он набил груз. Что интересно, колесный диск по-болгарски будет совсем не «диск», не помню это слово, но попробуй тут догадайся. Утечки не было, 15 лев были заплачены по выписанному счету через кассу примыкающего к мастерской бара — ужасно все официально.

Вернулся к «Акватеке», тут оказалось, что мои уже накупались, в том числе и под прошедшим дождем. Поэтому осталось только перекусить и ехать в сторону границы. В поисках болгарского национального перекуса приехали в пловдивский «Макдоналдс», посчитав, что это быстро и недорого. Девушки мои говорят, что он вкуснее киевского, а для меня они все на один вкус. Пловдив покинули в пятом часу вечера.

На трассе сразу же стали попадаться турецкие надписи — кафе, мотели и т. п. Все это рассчитано на турецких дальнобойщиков, которых много. Обилие фур на этой дороге — главная помеха. Кроме того, каждый населенный пункт пестрел желтыми кругами и непонятной нам турецкой надписью. Круги эти украшали обочину перед всеми заведениями. Примерно так.

Kasar Peynir

В путеводителе Лена нашла похожее словосочетание, обозначающее сырную лепешку. В конце концов, я не выдержал и остановился спросить, что же такое «кашар пейнир». Тетенька вытащила из-за прилавка большой и довольно плоский (м. б. сантиметров 5 толщиной или меньше) кругляш сыра. На нем красовалась все та же турецкая надпись, а ниже значилось, что произведен он в Болгарии. Желтые круги и символизировали этот сыр. Цена за кругляш — 38 лев, частями не продают. Ну, для хорошего сыра это не очень и дорого, но куда нам такой оковалок. Непонятно все-таки, почему все поголовно продают на этой дороге болгарский сыр с турецким названием.

Вот и граница. Заправка до полного, литров 10 только вошло. Единственная пока АЗС, где не принимали карточки. Огромная вереница фур, которую все объезжают по встречке. Легковушек немного. Болгары выпустили быстро, тут же сразу и турецкий КПП. Не помню, сколько там было окошек. Я уже избаловался и отвык совершать так много телодвижений на границе. Сначала все смотрим в термокамеру (не выходя из машины), потом одно окно, потом пешком бежать на другой конец в какое-то окно № 92 покупать визы, потом обратно в это окно ставить штампы, потом еще окошко, потом таможня. Перед нами итальянца на автодоме заставили разгрузить его чуть ли не полностью, а нам только махнули рукой — проезжайте. Турция!

Турция!
Турция!

Везде развеваются красные флаги с полумесяцем и звездой. Дорога идет на Эдирне и скоро становится платной магистралью. Параллельно проложена и бесплатная, но мы даже и не хотим ее искать, потому что очень уж соблазнительно проехать без малого 200 км по автобану с разрешенной скоростью 120 км/ч.

Платная дорога начинается с КПП. Над несколькими проездами разные знаки, из которых мы только поняли, что в Турции уже есть система бесконтактной оплаты дорог, когда при проезде через КПП аппарат по радиоканалу связывается с устройством, установленным в машине, ну а нам надо туда, где написано «Ticket». Нажали кнопку, получили билетик и поехали. Три полосы в каждую сторону, отбойник, широкая обочина, отличное покрытие. По обеим сторонам дороги почти всегда либо насыпь, либо полоса деревьев. Перед мостами, т. е. открытыми участками, утановлены «чулки» на шестах, показывающие силу и направление ветра. Съездов с трассы очень мало, только на населенные пункты, везде развязки. Турки ездят по этой дороге, наверное, все 160, а я больше 130 не разгонялся. Полиции не видел ни разу.

Платная магистраль

Чем ближе к Стамбулу, тем плотнее поток, и вот уже не получается держать постоянную скорость — все время упираешься в какой-нибудь бензовоз, обгоняющий грузовик. Справа показалось Мраморное море.
Тут случился забавный инцидент, заставивший, однако, Лену сказать: «Хорошо, что не я была за рулем». Я вдруг почувствовал, что в ноги задуло прохладным. Бросил взгляд на панель климата — нет, стоит в лицо. И вдруг снизу вылетает жук какого-то нереального размера и садится на мою дверь. Его увидели все, кроме мальчишек, сидевших совсем сзади. Я от неожиданности так хорошо вздрогнул, что машина выписала на дороге змейку. Хвала тому, кто придумал электрические стеклоподъемники! И хорошо еще, что жук благополучно вылетел в открытое окно, а не начал летать по салону — было бы визгу. Вот так вот пловдивский жук нелегально пересек турецкую границу.

Увидев поворот на Селимпашу, открыли ноутбук с сохраненной схемой проезда. На схеме, вроде, все понятно. Съехали с трассы, на выездном КПП пытались понять, как оплатить, но оказалось, что наличные принимает только дядечка в крайней будке. Везде кроме — автоматы, которые не берут ни наличные, ни кредитки, только специальные карты или, опять же, списывают деньги бесконтактно. С пяти евро получил примерно столько же в лирах сдачи и чек на 4,25 лиры. Стали пытаться проехать по схеме — ну никак. Какая-то конкретная турецкая деревня, темно, и никто ничего не знает. Ездили-ездили, пока не попали на заправку. Два мужика там сидели беседовали и сразу замахали руками, давая понять, что по-английски не говорят. Тогда я показал им схему, в ответ получил эмоциональную тираду на турецком, ничего не понял, но один дядька прыгнул в свою машину и жестом велел ехать за ним. Через пару километров, он затормозил, указал нам направление и поехал сам в другом. Перед этим снова вывалил на нас тонну турецких слов.

Указанная дорога сошлась со схемой, кемпинг был найден. Остановились у ворот, выбежал человек: «Халоу, халоу!» — «Из ит Мокэмп?» — «Мокамп! Халоу! Окей-окей! Кампинг! Окей! Халоу! Окей-окей! Истанбул! Кампинг! Окей!». И все это очень быстро. Открыл ворота, показал, куда проехать. Все время мельтешил и непрерывно говорил слова «окей» и «кампинг». Как потом выяснилось, Исмет (так его звали) знал по-английски еще слова «финиш», «офис», «электрисити» и «проблЕм». Больше ни с кем из персонала мы в этом кемпинге не общались.

Фото кемпинга я сделал, конечно, не в ночь приезда.

Istanbul Mocamp

Во всем кемпинге был только один автодом, стоял рядом с тем местом, куда нас пристроил Исмет. Аккуратно подстриженные кустики образовывали живую изгородь, ряд бетонных «грибочков» с розетками подсвечивается энергосберегающими лампами, есть вертолетная площадка.

Istanbul Mocamp

На крыше здания с душами, туалетами и прачечной стоят солнечные батареи и баки с водой. Кроме отсутствия в туалетах бумаги придраться не к чему. Есть вырытый бассейн для детей и искусственный пруд с мостиком и лодкой.

Istanbul Mocamp

В темноте мы, конечно, не все это разглядели. Поставили палатку, уложили детей, попили болгарского пива. Теперь тут наша база на три ночи для вылазок в Стамбул.


Оглавление

1. Москва - Киев
2. Киев — Брашов
3. Брашов — вдхр. Копринка
4. Копринка — Рильские горы
5. Рильские горы — Селимпаша
6. Стамбул
7. Селимпаша — Китен
8. Китен — Виница
9. Виница — Измаил
10. Измаил — Москва
11. Пароли, явки, деньги, выводы и итоги


Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
Размещено: 23.11.2009
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!