Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Селимпаша — Китен. Автопутешествия Дмитрия Житомирского. Часть седьмая

Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "Радио России". Его передачи вы слушаете каждый день на волнах "Радио России". Дима веселый и добрейший человек! Живет в Москве. На нашем сайте его можно встретить под ником "Дима". Родители Дмитрия родились в Клинцах и он часто здесь бывает.
 
Дима много путешествует со своей семьей на автомобиле и уже рассказывал о  путешествии в Дагестан на Каспий
 
В июне и июле Дмитрий отправился по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция и обратно. Вот об этом путешествии он рассказывает на своем сайте и у нас в журнале.
 

Селимпаша — Китен.
Селимпаша - Китен

День пятнадцатый
25 июня

Селимпаша (Турция) — Китен (Болгария)
Дневной пробег 287 км, общий пробег 4204 км.

Расходы:
100 лир + 120 лев (107 евро) — бензин
31,5 лева (16 евро) — ночевка в кемпинге «Юг»

Рассказывая про предыдущий день, совсем забыл упомянуть заправку. Стало понятно, что на болгарском бензине в Болгарию я не вернусь, решил залить 30 литров турецкого. Заехал на сетевую заправку, эмблема у них — собачья голова. Заправщики удивились машине с русскими номерами, расспрашивали про правый руль (все там почему-то уверены, что машина должна быть родом из Англии), интересовались маршрутом. Спросили: «В Анталию?» Нет, это, пожалуй, уже будет перебор.
Бензин заливают не на литры, а на лиры. Я попросил 30 литров, они быстро пересчитали: «А, на 100 лир». Хотя это было уже не точно 30 литров, а расплачивался я карточкой, так что удобство расчетов тут не при чем.

Итак, в последнее утро в Турции я с некоторым трудом разыскал в кемпинге Исмета, чтобы расплатиться. Прайс я уже разглядывал для того, чтобы сориентироваться, но суммы мне пока никто не называл, с Исметом вообще было невозможно общаться. Сейчас он прибежал со словами «финиш, финиш, окей», начал что-то прикидывать и написал на бумажке «80 euro». Я ожидал 90. Не очень понятно, как он считал, 80 на три ночи не делится. Спросить никак нельзя. Наверное, 2 евро за стирку в машинке, тогда 78/3=26. А поскольку по прайсу машина+палатка+люди выходят в 23, значит, 3 евро в сутки Исмет взял за электричество. В прайсе значится 6 евро, но у нас все-таки не автодом. Наверное, так.

Стамбул — самая южная и самая дальняя точка нашего путешествия. С сегодняшнего дня мы будем приближаться к дому. Грустно.

Вы будете смеяться, но мы снова не смогли найти въезд на платную дорогу. Мы пересекали ее по эстакаде, а заезд (он один — с терминалами) не нашли. Наткнулись на бесплатный дублер и поехали по нему. Потом неоднократно видели указатели на платный автобан, но съезжать уже не стали. Припасенные для оплаты 5 лир так и приехали со мной в Москву.

Въезжали в Турцию мы через погранпереход со странным для нашего уха названием «Капитан Андреево», а выезжать обратно в Болгарию будем через Малко-Тырново, гораздо ближе к побережью. Поэтому сворачиваем со стамбульской трассы на дорогу E87. По этой дороге вдоль Черного моря нам теперь ехать вплоть до Одессы, но это еще не скоро.

Покрытие на шоссе неплохое, но дорога самая обычная, двухполосная. По сторонам бесчисленные фабрики. Наверное, тут производят весь экспортируемый турецкий трикотаж. И не только трикотаж.

В каком-то городке останавливаемся у супермаркета, прилично затариваемся едой. Купленную здесь брынзу будем есть еще несколько дней, и, кстати, турецкая брынза мне нравится больше знаменитой болгарской.

У поста тормозит меня полицейский. Я лезу за документами, а он в приоткрытое окно что-то говорит мне по-турецки, потом жестами и пальцами дал понять, мол, на 10 км/ч помедленней. И показал — поезжайте.

Помедленней, так помедленней. Уже и граница недалеко.

Bulgaristan

Дорога ползет в горы, пейзаж как-то сам собой перестает быть турецким — желтым, степным. Трасса в приграничной зоне очень активно ремонтируется, постоянно чередуются куски новой и старой дорог. Причем часто новая дорога проходит по новому месту, даже не параллельно старой. Среди деревьев иногда видна колючая проволока и щиты, на которых человек с ружьем и надпись, что зона охраняется военными. И действительно, стоило нам встать у обочины, за проволокой возник солдат, который присматривал за нами, пока мы не уехали.

Турецкий КПП появляется как-то неожиданно, въезд и будка с первым шлагбаумом имеют вид такой, что кажется, тут мало кто ездит, и границу мы будем переходить в одиночестве. Местный дьюти фри — это ларек с окошечком. Однако мы упираемся в очередь машин из десяти. Очередь не движется. Значит, перерыв, пересменка или что-то подобное. Действительно, минут через 15 начали довольно быстро подъезжать ко второму шлагбауму. Я подаю паспорта пограничнику, он смотрит и говорит, что тут должно быть еще по три штампика, которые надо поставить вон в том здании. Черт! Откуда я должен был это знать? Зря стоял в очереди.

— Можно поставить машину здесь?
— Нет, надо вернуться.

Тут я вспомнил описание этого КПП в интернете. Да, действительно, люди писали, что здесь надо самому бегать по кабинетам. Дурацкий погранпереход!

Иду сначала на паспортный контроль. И тут мне сильно не повезло, поскольку только что пришел автобус с туристами. Видимо, это отдыхающие в Болгарии возвращались с экскурсии по Стамбулу. Большая часть — русские. Зато можно смело пользоваться знакомыми фразами «кто крайний», «я буду за вами» и «вы будете стоять, я отойду на минутку». Отошел пока оформлять вывоз машины. Там два человека в очереди, чиновник без слов, но совершенно не торопясь проставляет штампы. После этого надо получить отметку у таможенного офицера. В кабинете его нет, но на двери висит объявление, что офицер может быть на досмотровой площадке. Я пошел в сторону выхода. Наверное, в моих глазах читалось, что я ищу таможенника, потому что ко мне подошел человек, молча взял у меня паспорт, поставил там какую-то закорючку и влепил штамп. Так же молча отдал паспорт и пошел дальше. Я вернулся в очередь к окошку пограничника. Думаю, не дай бог еще скажет, чтобы все к нему подошли. Но нет, ни слова не говоря, взял три паспорта и все оформил.

А в машине мои уже волновались: думали, что возникли проблемы. Нет, это просто такая родная бюрократия. Очереди на выезд уже не было, мы поехали к болгарскому КПП.

Gule Gule

Тут тоже какая-то совершенно дурацкая система. Открытый шлагбаум на въезде, пограничница машет — проезжайте. Проехали, а где останавливаться-то? Никого нет. Встал у стоп-линии у здания, никто не вышел. Проехал дальше, вернулся пешком в здание. Оказывается, надо было все-таки остановиться у входа. Сдал назад и пошел с документами внутрь. Пока оформляли паспорта, пограничник два раза выбегал к машине и пересчитывал детей. По-моему, просил открыть багажник, первый раз после Украины.

На пропускном пункте Малко-Тырново я посетил шесть (!) окошек. Что они там делают, я не понимаю. Но самое смешное — это их «компьютерная сеть». В первом окне тебе дают обычную флешку, которую ты потом подаешь во все окошки. Хотя второе окно, например, в пяти метрах от первого. Вот так и носишь, и возишь с собой флешку. Как только ее забрали и не вернули, значит, все — ты свободен.

Добре дошли в България

Доехал до городка Малко-Тырново, там заправка, и сразу полный бак. Далее держим курс на Приморско и Китен. Тут я немножко промахнулся, поехал по указателю на Бургас, другой дорогой (через Царево) было бы короче, надо было слушаться навигатора. Дорога подходит почти к самому берегу, мы ищем кемпинг «Юг» по координатам. Увидели один указатель, и все. Оказалось, ориентироваться стоит на щит отеля «Морско конче». Отель и кемпинг — это один комплекс.

На въезде охранники записали номер машины. Спрашивают: «Буква “Т“ — это какой город, Тольятти?» «Нет, 199 — это Москва». Сказали, что сейчас оформить нас уже некому. Можем вставать, где захотим, а завтра заплатим, и завтра нас подключат к электричеству.

Кемпинг довольно удачно расположен — на песчаном берегу небольшого залива. Почти к берегу подходит хвойная рощица.

Кемпинг Юг

Море невероятно чистое и прозрачное, довольно мелкое, пляж тоже очень чистый и немноголюдный.

Кемпинг, отель и деревянные домики стоят рядом. Пляж, лежаки, бассейн — все общее. На территории очень много прицепов-караванов, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что они там стоят на вечном приколе. Мы так и не поняли, кому они принадлежат. То ли кемпингу, и их сдают, как обычные дома, то ли хозяева платят, чтобы караван стоял на берегу, а они приезжают, когда им удобно, и живут. Кроме одной немецкой семьи, все отдыхающие, кого мы там видели, были болгарами.

Мест прямо у моря не было, но мы поставили палатку тоже не далеко, под деревом, за тыльной стеной довольно большого каравана. В планах было провести на этом месте три ночи.

Кемпинг Юг


Дни шестнадцатый и семнадцатый
26-27 июня

Китен (Болгария)
Дневной пробег 17 км, общий пробег 4221 км.

Расходы: 63 лева (32 евро) — ночевки в кемпинге «Юг»

Утром оказалось, что дерево, под которым мы встали, крайне удачно отбрасывает тень, и всю первую половину дня наша палатка стоит в тени. Особенно важно это утром, а то в Турции, например, Маше приходилось с рассветом выбираться из жаркой палатки с одеялом на улицу.

После завтрака все мои пошли купаться, а я отправился в администрацию кемпинга. Тамошняя бойкая бабушка неплохо говорила по-русски (как большинство болгар старшего поколения), и общались мы с ней на смеси языков. Во-первых, меня интересовало подключение к электричеству. Оказалось, что «ток» (именно так говорят болгары) входит в стоимость, но только взять его можно из распределительного ящика своим длинным кабелем. До ближайшего ящика метров 15, а у меня только двухметровый удлинитель с собой. Пустующий караван, рядом с которым была наша палатка, оказался подключенным к сети, на открытой веранде лежал тройник, в который я и включил свой удлинитель, протянув его под караваном. Бабушка-смотрительница сказала, что вечером приедет его хозяин, и мы с ним договоримся по поводу нашей вилки в его розетке. Хозяин, к слову, за все дни так и не появился.
Итак, пусть и не в палатке, а около нее, 220 В у нас есть. Главное, работает холодильник, и можно заряжать маленький аккумулятор, от которого вечером питается освещение.

Второй вопрос — оплата. Оказалось, что евро не берут, а заплатить надо сегодня до пяти. Ближайший обменник в городке Китен, до которого 2 км. Ну, хорошо, до пяти еще много времени. Пока спустился к своим на пляж. Еще раз предлагаю всем обратить внимание на малолюдность и чистоту.

Пляж

По плану у нас было три ночи тут, потом две ночи в кемпинге в Обзоре, а потом снова три ночи уже на вилле у наших знакомых недалеко от Варны. Однако место это нам очень понравилось, а частое развертывание-свертывание начало утомлять. Мы подумали, что, возможно, проведем здесь 4 ночи, а потом сразу поедем в Варну тоже на 4 ночи, выбросив таким образом из маршрута Обзор.

Пора было ехать в Китен. Стандартный курортный городок. Улица с ресторанами, магазинами и уличной торговлей. Слышна русская речь. Купили продуктов в каком-то мелкооптовом магазине на окраине, все было недорого. Потом в других местах фруктов, вина и пива. Я обменял деньги и поехал расплачиваться за кемпинг. Семейство же осталось в Китене, потому что там был замечен парк аттракционов.
Приезжаю, спрашиваю, можно ли заплатить за три ночи, а потом, возможно, еще за одну. Бабуля отвечает, что лучше платить сразу за четыре, потому что так дешевле, другой тариф. Это обстоятельство все и решило. Я оплатил четыре ночи, получил пропуск на машину и номерок на палатку, который надо было вывесить на видном месте.

Вернулся в Китен, нашел «фризьорски салон» и, наконец-то, привел в порядок прическу и бороду. Еще в Москве думал, что зайду в Болгарии в парикмахерскую, там меня будет стричь какой-нибудь колоритный болгарский старик-цирюльник. Отнюдь. Обычная такая среднемосковская парикмахерша, только что говорила не по-русски.

Потом выяснилось, что аттракционы открываются вечером, когда все отдыхающие возвращаются с пляжей, а мои все это время просто гуляли по городу. Точнее, по одной улице. Но мы, уже вместе, дождались открытия, и родительский долг был выполнен.

Весь следующий день решили никуда не выползать, провести его на пляже и у бассейна.

Лена у бассейна

Так оно все и случилось, только к вечеру пошел дождь и похолодало. Дождь довольно быстро прошел, мы даже вылезли из палатки погулять, но идти в море уже не хотелось.
Почему-то от этих дней осталось очень мало фотографий.


День восемнадцатый
28 июня

Китен — Бургас — Китен (Болгария)
Дневной пробег 130 км, общий пробег 4351 км.

Расходы:
31,5 лева (16 евро) — ночевка в кемпинге «Юг»

Решили этот день отдать поездке в Бургас. До него от Китена около 60 км. Дорога идет вдоль побережья, встречается множество кемпингов, отелей, но нет сплошной застройки, как на крупных курортах. По пути проезжаем Созополь, почему бы не посмотреть центр города?

Созополь ожидаемо оказался небольшим красивым городком. Центр фактически пешеходный. Где-то проезд перекрыт, а где-то машины ездят, но улицы очень узкие, по ним ходят толпы туристов. Прибавьте к этому уличную торговлю и вы поймете, что ездить на машине по старой части Созополя можно только в случае необходимости. Мы же покрутились по крутым булыжным улочкам, разглядывая город из окон. С трудом нашли дорогу обратно на шоссе, покатили дальше. Тут, оба-на, первая встреченная машина с российскими номерами — я обогнал подмосковный «Ситроен», побибикались.

На подъезде к Бургасу дорога идет по полоске суши между морем и солеными озерами-заливами. Озер несколько, и, говорят, они славятся рыбой. Мы же по указателям едем в центр.

Путеводитель говорит, что вдоль моря растянулся на 7 км парк. К нему мы и попали, поставили машину прямо на дороге у ограды (это не запрещено), пошли гулять по парку, вышли к морю. Хотели посмотреть на пляж с темным песком — особенность Бургаса. Песок, действительно, темнее обычного, но ничего примечательного. Из парка к пляжу спускается красивая лестница (напомнила мне Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде, только гораздо короче), затем она продолжается пирсом, уходящим довольно далеко в море.

Бургас

В воде плавает множество крупных медуз. Было ветрено, и, кроме медуз, море кишело серферами.

Серферы

Дальнейшая прогулка по парку и обычная наша «повинность»: батут, аттракционы, сладкая вата.

Только ушли от детских развлечений, и вдруг снова впереди площадка! Подошли ближе — а это тренажерный комплекс. Все снаряды сделаны довольно остроумно и просто, нигде нет движущихся грузов, преодолеваем только инерцию и вес собственного тела. Увести детей с этой площадки было еще труднее.

Тренажеры
Тренажеры

По моему навигатору выходило, что в конце парка мы должны упереться в соленое озеро. Лене захотелось непременно в нем искупаться. Мы шли и шли, а озера все не было. Зато натолкнулись на готовящуюся выставку песчаных скульптур. Она еще не открылась, но из-за сетчатого забора уже много что видно. Объектив я просунул в ячейку сетки и сильно «наехал», так что вы можете полюбоваться на это чудо как бы изнутри.

Песчаные скульптуры

Продолжаем прогуливаться мимо разнообразных скульптур (уже гранитных) и стриженых кустов. Доходим все-таки до озера, но берег плотно зарос кустарником и камышом, воды как таковой и не видно — болото. Пошли по тропинке сквозь кусты и наткнулись на импровизированное кладбище домашних животных. Вернулись. Спросили у проходящей тетеньки, есть ли пляж на озере. Нет, говорит, только на море. С другой стороны озера есть лиман с лечебной грязью, но надо ехать вокруг на машине.

Поняли, что пешком мы уже никуда не придем, вышли из парка и тронулись в сторону машины. До нее по навигатору было около 2,5 км. Я, кстати, старался всегда ставить точки в тех местах, где оставлял машину. В незнакомых городах это заметно облегчало возвращение.

Пока шли, увидели забавную картину. Наверное, в этой квартире живет пара-тройка бейсбольных команд.

Бейсболки

До машины, как водится, дошел я один, потом забрал всех с детской площадки на полдороге. Стали искать, где же исторический центр города. Опрошенный таксист сказал, что никакого исторического центра в туристическом понимании у Бургаса нет, все достопримечательности за городом. Я спросил, как проехать хотя бы на центральную площадь, он охотно рассказал. Мы туда приехали, и даже не стали вылезать из машины — ничего интересного. Как потом выяснилось (почему раньше не прочли?), Бургас активно строился в XX веке, до этого он был рыбацкой деревней.

Несколько разочарованные Бургасом поехали обратно. Нам нужен был продуктовый магазин или, как такие магазины называются в Болгарии, «хранителни стоки». В Бургасе ничего до выезда не попалось, я предложил заехать в Приморско, это курортное место совсем рядом с нашим кемпингом.

Остановились в Приморско. Кстати, машина наша стояла припаркованной между украинским джипом и автодомом, национальную принадлежность которого по номеру я определить не смог. Там же было замечено очень много словацких, чешских, польских машин. Стоял большой белорусский автобус, который перевозит какой-то народный коллектив. Видимо, курорт облюбован жителями бывшей Чехословакии, потому что попадалось довольно много вывесок и надписей по-чешски или по-словацки, я их не различаю.

Магазин, и не один, в Приморско мы нашли. Но важнее было то, что мы увидели аквапарк. Посетить аквапарк мы обещали детям еще в Москве, из болгарских знали только один — «Акваполис» на Золотых Песках. Планировали съездить туда, когда будем жить около Варны. Подошли поближе. Аквапарк уже закрывался. Посмотрели на цены. Я тут же вылез в интернет и сравнил их с ценами «Акваполиса». Сравнение было не в пользу последнего. Решающим оказалось то, что тут граница между детским и взрослым билетами проходила по отметке 130 см, а на Золотых Песках — 120. Яшин рост 124 см (на стене висел ростомер).

Итак, завтра мы собирались с утра сразу ехать в сторону Варны. Но, видимо, проведем полдня в аквапарке, зато потом эту тему можно будет считать закрытой.

Вернулись в кемпинг. Я успел еще с удовольствием искупаться. Вечером тихо, безлюдно, море спокойное и прозрачное. Солнце уже скрылось, но песок еще теплый.

Завтра мы уезжаем из этого места, и мне немного жаль. Я рекомендую всем, кто любит отдыхать в тишине, кому не нужны шумные развлечения, приезжать сюда. Повторюсь, в кемпинге тут есть места для палаток и караванов, деревянные бунгало и новый многоэтажный отель «Морско конче» — на любой вкус и кошелек. Отдыхают в этом месте почти исключительно болгары. Не сочтите за рекламу: http://www.azuresea.eu/.
В кемпинге


Оглавление

1.
Москва - Киев
2. Киев — Брашов
3. Брашов — вдхр. Копринка
4. Копринка — Рильские горы
5. Рильские горы — Селимпаша
6. Стамбул
7. Селимпаша — Китен
8. Китен — Виница
9. Виница — Измаил
10. Измаил — Москва
11. Пароли, явки, деньги, выводы и итоги


Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
Размещено: 09.12.2009
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
1 комментарий
serzh27 serzh27 serzh27    12.12.2009 17:37:12 #   
хорошо восклицание