Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Стамбул. Автопутешествия Дмитрия Житомирского. Часть шестая

Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "Радио России". Его передачи вы слушаете каждый день на волнах "Радио России". Дима веселый и добрейший человек! Живет в Москве. На нашем сайте его можно встретить под ником "Дима". Родители Дмитрия родились в Клинцах и он часто здесь бывает.
 
Дима много путешествует со своей семьей на автомобиле и уже рассказывал о  путешествии в Дагестан на Каспий
 
В июне и июле Дмитрий отправился по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция и обратно. Вот об этом путешествии он рассказывает на своем сайте и у нас в журнале.
 

Стамбул.
Стамбул

День тринадцатый 23 июня

Селимпаша — Стамбул — Селимпаша (Турция)
Дневной пробег 166 км, общий пробег 3787 км.

Расходы:
2,25 лиры (1 евро) — проезд по автобану
26 евро — ночевка в Istanbul Mocamp

Утром познакомились с хозяевами автодома. Голландцы, пожилая пара. Они совмещают приятное с полезным — путешествуют и инспектируют кемпинги для справочника организации ACSI. Имеют соответствующую наклейку на борту. Пообщались, и они уехали в сторону средиземноморского побережья Турции.

От нашего кемпинга до Мраморного моря несколько километров, решили перед Стамбулом искупаться. Поехали наугад по направлению к морю, предвкушали проблемы, поскольку думали, что вся береговая линия застроена отелями или частными виллами. Дорога идет через какое-то сельское захолустье, по пути встретили вот такое поселение — непонятно, что за люди, и почему так живут.

Поселение

Оказалось, что подъехать к морю легко, пляж общий, на пляже одни турки. Море грязное, и много водорослей. Песок тоже грязный — бутылки, окурки. Но для нас это была первая встреча с морем, на тринадцатый день пути.

Мраморное море

Провели на пляже пару часов и выехали в сторону Стамбула. Ближе к морю проходит бесплатная дорога, решили прокатиться по ней. Дорога неплохая, по две-три полосы, но ограничение почти везде 70, много спусков и подъемов, есть светофоры. Ну и желающих проехать по бесплатной дороге довольно много.

Где начинается город Стамбул — непонятно. Мы стартовали километров за 60 до центра, вдоль шоссе была уже довольно плотная застройка. И всю дорогу она практически не прерывалась, только становилась все гуще. В какой-то момент просто слово «Istanbul» на указателях сменилось названиями районов города.

Едем в Стамбул

Карты города на бумаге у нас не было, бесплатная карта в навигаторе не давала возможности сориентироваться, где мы по отношению к центру. Начались пробки, ехать было сложно. В Стамбуле дикое количество развязок, указатели обозначают не улицы, а районы, ориентироваться тяжело. Если уехал вдруг не туда, то ситуация усугубляется.

И вот мы съехали с шоссе, крутились, потом опять на него вернулись, подъехали вроде бы к центру, переехали мост через залив Золотой Рог, поняли, что зря. Как-то развернулись, переехали снова мост, и стали искать место для парковки. С парковкой, понятно, туго. На знаки все плюют. Правила в Турции, похоже, вообще никто не соблюдает, едут все довольно хаотично. Если б не опыт езды по Москве, было бы совсем тяжело. Наконец, увидел место. Не то, чтобы там было разрешено стоять, но все стояли, и я решил не выпендриваться.

Купили карту Стамбула, попробовали сориентироваться. Целью была площадь, где стоят Святая София и Голубая мечеть. Пошли по улочкам от залива вверх. Торговля кругом купит. Девушек сразу же заинтересовали восточные сладости.

Магазин сладостей

А я купил себе сумку, сбросив цену с 35 до 25 лир. Умеючи, можно было и еще скинуть, я думаю.

В Турции отношения между незнакомыми людьми выстроены несколько иначе, нежели мы привыкли. Это ощущается и на морских курортах, но в гораздо меньшей степени, чем в Стамбуле. Разные люди постоянно снимали кепки с наших детей, играя (этот фокус мы помним еще по прошлогоднему визиту в Кемер). Проходящие мимо мужчины гладили мальчишек по головам. В этом городе ты постоянно сталкиваешься с тем, что мы бы назвали фамильярностью. Здесь нет европейской дистанции, пропадает личное пространство, в него все время кто-то влезает, громко и бесцеремонно. К тебе все относятся очень доброжелательно, и это искренне, но так же доброжелательно тебя обирают, как липку. Стамбул просто высасывает деньги. Зазывале на улице на самом деле хочется пригласить тебя в ресторан. Официанту на самом деле хочется предложить тебе самое-самое. Торговцу действительно приятно поторговаться и что-то тебе продать. Вы оба получите удовольствие от процесса, но с пустым кошельком уйдешь ты, а не он.

Попробую привести пример. Вот стоит продавец бубликов с кунжутом и предлагает их по одной лире. Я выгребаю мелочь и начинаю набирать лиру. Продавец сам быстро берет у меня из ладони полторы лиры и кидает сразу себе в карман. Прежде, чем я успеваю возмутиться, он дает мне один большой бублик и один маленький. Конечно, уже не будешь требовать 50 курушей назад.

Или продавец мороженого. Он кладет в вафельные рожки разновкусные шарики. Ты подходишь, и мороженщик устраивает для тебя такое шоу, почище любого фокусника! И как-то само собой получается, что у всех уже в руках по рожку, а в каждом рожке по три шарика, и ты платишь. А мороженое ужасно невкусное, и две порции мы просто выбросили в урну. Чувствуешь себя дураком, но все-таки не полным, потому что тебя красиво развели. Шоу тоже стоит денег.

Однако я забежал вперед. Мы идем по карте в центр, не представляя при этом, как он выглядит. И заходим все дальше и дальше в торговый квартал, где каждая улица имеет свою специализацию. Вот тут торгуют тканями, тут пластиковой упаковкой, тут игрушками.

Торговый квартал
Торговый квартал

Причем все это уже не туристические маршруты, тут отовариваются местные и оптовики. Видя нас с картой, торговцы предлагают помощь. И вдруг выясняется, что идем мы не в ту сторону, что оказались мы недалеко от Гранд-Базара, потому и все улицы — один сплошной рынок. Пока мы чесали затылки над картой, один из торговцев отобрал у Семена только что купленный водяной пистолет и убежал куда-то. Только ошарашенный ребенок собрался заплакать, как пистолет был возвращен, но уже заряженный водой.

Нас сориентировали в пространстве, и мы пошли. Уже около пяти часов вечера, и торговля потихоньку сворачивается. Проходим мимо какой-то забегаловки явно не туристического вида. Персонал сидит на улице у входа и пьет чай, никого внутри нет. Я и говорю, проходя, что мы хотим чая. Они сразу забегали, отвели нас на второй этаж, где кондиционер. Принесли чая, сладостей. Явно приняли нас за немцев и все время говорили «гутен таг». Я сижу, расслабленный, и думаю, что вот оно, восточное гостеприимство. Шли путники, заблудились, захотели чая, и их пригласили в уже закрытое заведение, напоили за, наверное, какую-то совершенно символическую плату... На выходе мне показали счет. Аккуратно так выписанный, каждая чашка чая там стоила 3 лиры. Они явно сделали на нас дневную выручку. Потом оказалось, что в ресторанах на главной улице тот же чай стоил одну лиру.

На очередном перекрестке остановились, и снова углубились в карту. Вокруг тут же возникло несколько помощников из числа торговцев. По-английски они практически не говорили, но пальцем мы ткнули в то место, куда нам надо. Сначала они стали показывать жестами, потом вдруг рядом возникла легковушка, и один из торговцев показал — садитесь, вас довезут. Наученный горьким опытом, я сразу спросил, сколько. «Йок, йок», замотали головами они, и заулыбались. Нет, значит, нет. Решил, что денег не дам в любом случае, и мы сели в машину. Водитель помчал нас вниз по торговому кварталу. Если на обычных улицах есть хоть какой-то порядок, то здесь все движение основано на сиюминутной договоренности каждого водителя с коллегами. Вроде того: «Друг, подожди, сейчас я тут развернусь прямо посреди улицы, ты чуть подвинься, а ты проезжай скорее и не мешай». И все это на узких, крутых, часто мощеных, улочках. Гудки слышны постоянно, но означают они гораздо меньшую степень раздражения, чем у нас.

Выехали из лабиринта улиц снова на набережную залива. Попали в жестокую пробку. «Истанбул трафик биг проблем», — сказал наш водитель.

Истанбул трафик биг проблем

Проползли мимо нашей припаркованной машины. Странно, один дворник у нее поднят. Решил пока не забивать себе голову этим фактом, главное, — на месте.

Вскоре водитель высадил нас на перекрестке, показал, куда идти дальше, сам поехал прямо. Денег не просил. Мы пошли вдоль трамвайных путей по центральной улице, разглядывая по ходу витрины и прилавки, и уворачиваясь от назойливых торговцев и зазывал. Попали на площадь Султанахмет, красивую и вылизанную.

Султанахмет

Святая София была уже закрыта, а в Голубую мечеть можно было зайти, поскольку она действующая. На входе — полиэтиленовые пакеты для обуви, внутри — ограда, отделяющая прихожан от туристов.

Голубая мечеть
Во дворе Голубой мечети

После посещения мечети стали выбирать место, чтобы поесть. Ресторанов очень много, но цены кусаются. И стоит чуть подзадержаться у одного из них, как к тебе просто прилипает очередная пиявка с криком: «Привет русский как дела хорошо!» Вот в таких тяжелых условиях выбрали ресторан. Захотели рыбы, но рыба у них кончилась. Наш официант сказал, что сейчас он сбегает в магазин и купит нам рыбу, какую мы хотим. Что стоить это блюдо должно 20 лир, но он поговорит с шефом, чтобы было 15. Правда, через некоторое время подошел и сказал, что рыбы нет и в магазине, и попросил заказать что-то еще. Еще заговорщицким тоном предложил мне пива. Дурдом какой-то, а не город. Но поели вкусно, хоть и без рыбы. Вышли, и тут же около входа купили мороженого. Как именно, я уже описал. Когда расплатились, подошел все тот же официант и сказал, что в следующий раз мороженое будет от него. Ну а мы потащились обратно к машине, думая попутно, стоит она на месте или нет, и что означает поднятый дворник.

Машина была на месте. Почему-то наиболее вероятной мне представляется такая версия. Полиция выписывает штрафы за неправильную парковку и кладет их под дворник. Тут увидели, что машина из России, решили не оставлять квитанцию, но в качестве предупреждения дворник все-таки подняли. Других идей у меня нет.

В планах на этот день было еще съездить в Азию. Как известно, Босфор делит Стамбул и всю Турцию на европейскую и азиатскую части, Румелию и Анатолию. Делать на той стороне пролива нам было особо нечего, осмотреть новый султанский дворец мы все равно не успевали, но просто пересечь Босфор и побывать в Азии надо было обязательно.

Поехали по карте к ближайшему мосту. А мост довольно далеко от центра. Красивый огромный мост, один из самых длинных в мире. Отстояли в пробке, состоящей, видимо, из тех, кто, поработав в Европе, возвращается вечером домой в Азию. И вот он мост, развязка, круто забираемся наверх... и пролетаем мимо моста. Мост очень высокий, рельеф у Стамбула сложный, заезды-съезды с моста находятся очень далеко от набережных.

Пролетели, пытаемся вернуться как-то назад, не выходит, уехали уже далеко. Спросили таксиста. Оказалось, через пять светофоров налево, а дальше вниз-вниз-вниз, и выедем по указателям. Да, все сходится, вот указатели, скоростная дорога, ведущая прямо на мост. И опять я ошибаюсь и съезжаю с дороги раньше моста. Место глухое, но дорожка односторонняя. Назад не вернуться. Не пытаясь уже выбраться самостоятельно, спрашиваю местных. Тут выясняется вещь, которую я знал, но забыл: проезд по мосту платный. И оплачивается только специальной карточкой, никаких наличных или кредиток. Еще местный парень сказал, что купить карточку мы сможем сейчас разве что у таксистов. Ну а до моста нас проводит вот эта машина. Опять добровольные провожатые. Когда уже готовы были ехать, тот же парень подошел и сказал, что если у нас есть место, то он поедет с нами, и покажет. Место было. Я сразу подумал, что, может, он и проезд своей картой оплатит. Но он опередил меня, заявив, что его дядя утверждает, что туристы могут проехать через мост просто так. Это нелегально, но все так делают, и никаких санкций не будет. Высадившись на очередной развязке, парень показал, куда ехать. На этот раз все получилось, вот он въезд. Я проехал через линию для бесконтактной оплаты, потому что шлагбаума там нет. Автомат, конечно, завопил, когда не обнаружил никакого устройства у меня в машине. Я притормозил на выезде с КПП, там была полиция, но на меня никто внимания не обратил, и я двинулся к указателю «Welcome to Asia». Пересекли Босфор, снова крутились в поисках обратной дороги, купили заодно невкусный арбуз.

В обратном направлении естественным продолжением этого моста является та самая платная магистраль, ведущая к нашему кемпингу. Кстати, проезд по мосту в обратную сторону нигде не оплачивается. Снова взяли билетик, пролетели 60 км за полчаса, по засеченной точке навигатор легко вывел нас на кемпинг. Было полпервого ночи, по правилам ворота кемпинга запираются в 23:00. Но сонный Исмет нас ждал, мы были единственными гостями. «Истанбул окей? Бай-бай!» — и приложил две сложенные ладони к щеке. Бай-бай. Завтра предстоит вторая попытка понять это безумный город.


День четырнадцатый
24 июня

Селимпаша — Стамбул — Селимпаша (Турция)
Дневной пробег 130 км, общий пробег 3917 км.

Расходы:
9 лир (4,5 евро) — трамвай
26 евро — ночевка в Istanbul Mocamp

Утро в кемпинге начали с изучения карты Стамбула. Нельзя же так плутать, как вчера! Посчитали более разумным не ехать на машине в самый центр, а оставить ее в более спокойном месте и доехать на трамвае. Нашли оптимально расположенную остановку — получилось, что гораздо удобнее ехать до нее снова по бесплатной дороге. Ехали и старались все время следить за дорогой по карте. Ага, где-то тут пора съезжать. Съехали, трамвая нет. Спросили у двух местных мужичков, слово «трамвай» было им знакомо, один из них начал что-то активно объяснять по-турецки, второй стал орать на первого. Видимо, он пытался рассказать таким образом приятелю, что турецкого мы не понимаем. Так ничего и не узнав толком, поехали по наитию и карте. Не сразу, но выехали на улицу с трамваями.

Стоит уделить пару слов этому стамбульскому транспорту, мы от него в восторге. Трамвай едет по выделенной для него полосе, куда машины не заезжают. Едет быстро и почти бесшумно. Остановки оборудованы турникетами и отгорожены от тротуара, но со стороны трамвайных путей, естественно, остается проход. Наверное, есть люди, которые присматривают, чтобы народ не шел в обход турникетов. Но у нас бы такой лафы для «зайцев» устраивать точно не стали. Составы выглядят вполне современно, в каждом по два вагона, но вагоны очень длинные, с двойной «гармошкой». Внутри напоминают, скорее, метро. Есть электронное табло с названием следующей станции. Жетон стоит полторы лиры, но бесконтактные карты на много поездок, наверное, выгоднее.

Трамвай

Скоростной трамвай привез нас в самый центр — снова на площадь Султанахмет. Сначала мы пошли в так называемые Цистерны. Это древнее подземное сооружение служило в эпоху императоров хранилищем для воды.

Цистерны (Yerebatan)

Сейчас там сделаны мостки для туристов, многочисленные колонны (не все из них древние) красиво подсвечены, а воды внизу — по колено, зато в ней плавает множество рыб.

Цистерны (Yerebatan)

Буквально через дорогу от Цистерн стоит Святая София. Тот самый огромный византийский храм, превращенный турками сначала в мечеть (к нему пристроили четыре минарета), а потом в музей (видимо, чтоб ни нашим, ни вашим).

Айя СОфия

Но прежде, чем мы туда попали, мне пришлось побегать в поисках обменника. Банк нашелся только в нескольких кварталах от площади. Почему-то в туристическом центре негде поменять валюту.

Вход в храм-музей стоит недешево — 20 лир со взрослого (порядка 10 евро). Внутри собора-гиганта сохранились мозаики и фрески разных эпох и культур. Там, где смыт слой штукатурки с исламскими орнаментами, видна византийская мозаика. На галерею, опоясывающую храм изнутри, ведет даже не лестница, а просто закрученный спиралью пандус — без ступенек.

Айя СОфия

На каменных перилах галереи остались нацарапанные древними (как утверждает табличка) вандалами надписи. Купол собора реставрируется, и довольна большая часть пространства занята просто-таки циклопическими лесами.

Айя СОфия

Затем пошли в бывший султанский дворец — Топкапы. Те же 20 лир с человека за вход. Дворец — это далеко не одно здание, это череда дворов, павильонов и т. д. и т. п. Лично меня, да и детей тоже, такой парад праздной роскоши довольно быстро утомил.

Топкапы

В одном из павильонов выставлен зуб пророка Мухаммеда и другие мусульманские святыни, которые никакого интереса, опять же для меня, не представляют. Зато с территории дворца открывается прекрасный вид на пролив Босфор и залив Золотой рог.

Босфор

Уже ближе к вечеру мы пошли в район Большого базара, нельзя же уехать из Стамбула, не побывав на базаре! «Гранд базаар» — это, как справедливо пишет путеводитель, город в городе. Вроде бы, здание — есть стены и крыша, но внутри бесконечный лабиринт улиц с лавками. И еще мы так и не увидели стен базара снаружи, поскольку все пространство вокруг плотно оккупировано торговцами. Мы и внутрь-то попали как-то случайно — знали, что базар где-то тут, очутились рядом с какими-то воротами, кто-то, входя, приоткрыл их, и мы увидели внутри то, что искали. Даже не помню, купили мы там что-то, или нет. У меня уже глаза не смотрели на всю эту торговлю.

Потом мы ели в турецком фастфуде со множеством разнообразной выпечки и лимонадом. Потом сидели на лавочке в центре, слушали перекличку муэдзинов и наслаждались свободным вайфаем.

WiFi

Потом снова трамвай до машины.
Нам надо было купить еще продуктов и пива. Наличные лиры, как обычно, кончились. Менять больше не хотелось — завтра ехать обратно в Болгарию. Поэтому поставили цель найти магазин, где принимают карточки. Крутились по хаотично расположенным улицам, супермаркетов не было, остановились у маленького магазинчика. Удивительно, но карточный терминал у них был. Продавец по-английски не говорил, но кое-как объяснили, что нам надо. Тут зашел еще один покупатель. Мы берем с полки батон, он его у нас забирает, кладет назад и сам выбирает для нас получше. Снова доброжелательность, граничащая с бесцеремонностью.

Стали расплачиваться — обе мои карточки не проходят, продавец виновато улыбается. Я предлагаю евро, он мнется. Тут тот же самый покупатель берет у продавца калькулятор, считает, и у него получается, что мы должны почти точно 10 евро. У меня как раз есть такая купюра. Он энергично убеждает продавца взять евро, тот поддается. Покупатель спрашивает нас (по-турецки, видимо): «Болгары?» — «Нет, русские». Расплачиваемся. Пива в магазине не видно, но я спрашиваю на всякий случай. Продавец смотрит на меня, как на провокатора, и отрицательно машет головой.

Не знаю, какие законы в Турции, но в обычных магазинах спиртного, действительно, нет. Едем дальше, видим магазинчик под вывеской «Efes». Захожу один — внутри только одноименное пиво и сигареты. Карточки не принимают, евро продавец тоже брать не хочет. И тут, как вы, наверное, уже догадались, снова обнаруживается покупатель, но уже другой. И он довольно чисто по-русски спрашивает: «Друг, чего ты хочешь?» — «Пива» — «Какого и сколько» — «Такого и два». Тот говорит по-турецки продавцу, продавец достает пиво, покупатель лезет в бумажник. «Неудобно», говорю. Покупатель: «А что у тебя есть?» Вытаскиваю 5 евро. Он забирает купюру, выдает мне сдачу в лирах. Еще, по-моему, сказал что-то такое про дружбу, братство, дословно не помню. Похоже, хотел еще меня подвезти, но увидел, что я на машине. Нда, эти люди не перестают меня удивлять.

Следующие, наверное, полчаса прошли в поисках выезда на магистраль в сторону кемпинга. Хотели вернуться по платной дороге, но как-то вдруг оказались на бесплатной, и решили от греха подальше с нее не сворачивать. Благополучно добрались до кемпинга чуть раньше, чем вчера. Честно говоря, испытали облегчение от того, что на утро не надо будет ехать снова в Стамбул. И ведь не скажешь, что город нам не понравился, я бы еще раз в него приехал, но за день он способен высосать из тебя все силы.


Оглавление

1. Москва - Киев
2. Киев — Брашов
3. Брашов — вдхр. Копринка
4. Копринка — Рильские горы
5. Рильские горы — Селимпаша
6. Стамбул
7. Селимпаша — Китен
8. Китен — Виница
9. Виница — Измаил
10. Измаил — Москва
11. Пароли, явки, деньги, выводы и итоги


Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
Размещено: 30.11.2009
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
1 комментарий
serzh27 serzh27 serzh27    12.12.2009 17:37:56 #   
хорошо восклицание