Главная > Журнал > Спорт |
Спорт | К списку статей
|
|||||||||||||||||||||
Стамбул. Автопутешествия Дмитрия Житомирского. Часть шестая |
|||||||||||||||||||||
Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "
Дима много путешествует со своей семьей на автомобиле и уже рассказывал о путешествии В июне и июле Дмитрий отправился по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция и обратно. Вот об этом путешествии он рассказывает на своем День тринадцатый 23 июня
Селимпаша — Стамбул — Селимпаша (Турция)
Расходы: Утром познакомились с хозяевами автодома. Голландцы, пожилая пара. Они совмещают приятное с полезным — путешествуют и инспектируют кемпинги для справочника организации ACSI. Имеют соответствующую наклейку на борту. Пообщались, и они уехали в сторону средиземноморского побережья Турции. От нашего кемпинга до Мраморного моря несколько километров, решили перед Стамбулом искупаться. Поехали наугад по направлению к морю, предвкушали проблемы, поскольку думали, что вся береговая линия застроена отелями или частными виллами. Дорога идет через какое-то сельское захолустье, по пути встретили вот такое поселение — непонятно, что за люди, и почему так живут. Оказалось, что подъехать к морю легко, пляж общий, на пляже одни турки. Море грязное, и много водорослей. Песок тоже грязный — бутылки, окурки. Но для нас это была первая встреча с морем, на тринадцатый день пути. Провели на пляже пару часов и выехали в сторону Стамбула. Ближе к морю проходит бесплатная дорога, решили прокатиться по ней. Дорога неплохая, по две-три полосы, но ограничение почти везде 70, много спусков и подъемов, есть светофоры. Ну и желающих проехать по бесплатной дороге довольно много. Где начинается город Стамбул — непонятно. Мы стартовали километров за 60 до центра, вдоль шоссе была уже довольно плотная застройка. И всю дорогу она практически не прерывалась, только становилась все гуще. В какой-то момент просто слово «Istanbul» на указателях сменилось названиями районов города. Карты города на бумаге у нас не было, бесплатная карта в навигаторе не давала возможности сориентироваться, где мы по отношению к центру. Начались пробки, ехать было сложно. В Стамбуле дикое количество развязок, указатели обозначают не улицы, а районы, ориентироваться тяжело. Если уехал вдруг не туда, то ситуация усугубляется. И вот мы съехали с шоссе, крутились, потом опять на него вернулись, подъехали вроде бы к центру, переехали мост через залив Золотой Рог, поняли, что зря. Как-то развернулись, переехали снова мост, и стали искать место для парковки. С парковкой, понятно, туго. На знаки все плюют. Правила в Турции, похоже, вообще никто не соблюдает, едут все довольно хаотично. Если б не опыт езды по Москве, было бы совсем тяжело. Наконец, увидел место. Не то, чтобы там было разрешено стоять, но все стояли, и я решил не выпендриваться. Купили карту Стамбула, попробовали сориентироваться. Целью была площадь, где стоят Святая София и Голубая мечеть. Пошли по улочкам от залива вверх. Торговля кругом купит. Девушек сразу же заинтересовали восточные сладости. А я купил себе сумку, сбросив цену с 35 до 25 лир. Умеючи, можно было и еще скинуть, я думаю. В Турции отношения между незнакомыми людьми выстроены несколько иначе, нежели мы привыкли. Это ощущается и на морских курортах, но в гораздо меньшей степени, чем в Стамбуле. Разные люди постоянно снимали кепки с наших детей, играя (этот фокус мы помним еще по прошлогоднему визиту в Кемер). Проходящие мимо мужчины гладили мальчишек по головам. В этом городе ты постоянно сталкиваешься с тем, что мы бы назвали фамильярностью. Здесь нет европейской дистанции, пропадает личное пространство, в него все время кто-то влезает, громко и бесцеремонно. К тебе все относятся очень доброжелательно, и это искренне, но так же доброжелательно тебя обирают, как липку. Стамбул просто высасывает деньги. Зазывале на улице на самом деле хочется пригласить тебя в ресторан. Официанту на самом деле хочется предложить тебе самое-самое. Торговцу действительно приятно поторговаться и что-то тебе продать. Вы оба получите удовольствие от процесса, но с пустым кошельком уйдешь ты, а не он. Попробую привести пример. Вот стоит продавец бубликов с кунжутом и предлагает их по одной лире. Я выгребаю мелочь и начинаю набирать лиру. Продавец сам быстро берет у меня из ладони полторы лиры и кидает сразу себе в карман. Прежде, чем я успеваю возмутиться, он дает мне один большой бублик и один маленький. Конечно, уже не будешь требовать 50 курушей назад. Или продавец мороженого. Он кладет в вафельные рожки разновкусные шарики. Ты подходишь, и мороженщик устраивает для тебя такое шоу, почище любого фокусника! И как-то само собой получается, что у всех уже в руках по рожку, а в каждом рожке по три шарика, и ты платишь. А мороженое ужасно невкусное, и две порции мы просто выбросили в урну. Чувствуешь себя дураком, но все-таки не полным, потому что тебя красиво развели. Шоу тоже стоит денег. Однако я забежал вперед. Мы идем по карте в центр, не представляя при этом, как он выглядит. И заходим все дальше и дальше в торговый квартал, где каждая улица имеет свою специализацию. Вот тут торгуют тканями, тут пластиковой упаковкой, тут игрушками. Причем все это уже не туристические маршруты, тут отовариваются местные и оптовики. Видя нас с картой, торговцы предлагают помощь. И вдруг выясняется, что идем мы не в ту сторону, что оказались мы недалеко от Гранд-Базара, потому и все улицы — один сплошной рынок. Пока мы чесали затылки над картой, один из торговцев отобрал у Семена только что купленный водяной пистолет и убежал куда-то. Только ошарашенный ребенок собрался заплакать, как пистолет был возвращен, но уже заряженный водой. Нас сориентировали в пространстве, и мы пошли. Уже около пяти часов вечера, и торговля потихоньку сворачивается. Проходим мимо какой-то забегаловки явно не туристического вида. Персонал сидит на улице у входа и пьет чай, никого внутри нет. Я и говорю, проходя, что мы хотим чая. Они сразу забегали, отвели нас на второй этаж, где кондиционер. Принесли чая, сладостей. Явно приняли нас за немцев и все время говорили «гутен таг». Я сижу, расслабленный, и думаю, что вот оно, восточное гостеприимство. Шли путники, заблудились, захотели чая, и их пригласили в уже закрытое заведение, напоили за, наверное, какую-то совершенно символическую плату... На выходе мне показали счет. Аккуратно так выписанный, каждая чашка чая там стоила 3 лиры. Они явно сделали на нас дневную выручку. Потом оказалось, что в ресторанах на главной улице тот же чай стоил одну лиру. На очередном перекрестке остановились, и снова углубились в карту. Вокруг тут же возникло несколько помощников из числа торговцев. По-английски они практически не говорили, но пальцем мы ткнули в то место, куда нам надо. Сначала они стали показывать жестами, потом вдруг рядом возникла легковушка, и один из торговцев показал — садитесь, вас довезут. Наученный горьким опытом, я сразу спросил, сколько. «Йок, йок», замотали головами они, и заулыбались. Нет, значит, нет. Решил, что денег не дам в любом случае, и мы сели в машину. Водитель помчал нас вниз по торговому кварталу. Если на обычных улицах есть хоть какой-то порядок, то здесь все движение основано на сиюминутной договоренности каждого водителя с коллегами. Вроде того: «Друг, подожди, сейчас я тут развернусь прямо посреди улицы, ты чуть подвинься, а ты проезжай скорее и не мешай». И все это на узких, крутых, часто мощеных, улочках. Гудки слышны постоянно, но означают они гораздо меньшую степень раздражения, чем у нас. Выехали из лабиринта улиц снова на набережную залива. Попали в жестокую пробку. «Истанбул трафик биг проблем», — сказал наш водитель. Проползли мимо нашей припаркованной машины. Странно, один дворник у нее поднят. Решил пока не забивать себе голову этим фактом, главное, — на месте. Вскоре водитель высадил нас на перекрестке, показал, куда идти дальше, сам поехал прямо. Денег не просил. Мы пошли вдоль трамвайных путей по центральной улице, разглядывая по ходу витрины и прилавки, и уворачиваясь от назойливых торговцев и зазывал. Попали на площадь Султанахмет, красивую и вылизанную. Святая София была уже закрыта, а в Голубую мечеть можно было зайти, поскольку она действующая. На входе — полиэтиленовые пакеты для обуви, внутри — ограда, отделяющая прихожан от туристов. После посещения мечети стали выбирать место, чтобы поесть. Ресторанов очень много, но цены кусаются. И стоит чуть подзадержаться у одного из них, как к тебе просто прилипает очередная пиявка с криком: «Привет русский как дела хорошо!» Вот в таких тяжелых условиях выбрали ресторан. Захотели рыбы, но рыба у них кончилась. Наш официант сказал, что сейчас он сбегает в магазин и купит нам рыбу, какую мы хотим. Что стоить это блюдо должно 20 лир, но он поговорит с шефом, чтобы было 15. Правда, через некоторое время подошел и сказал, что рыбы нет и в магазине, и попросил заказать что-то еще. Еще заговорщицким тоном предложил мне пива. Дурдом какой-то, а не город. Но поели вкусно, хоть и без рыбы. Вышли, и тут же около входа купили мороженого. Как именно, я уже описал. Когда расплатились, подошел все тот же официант и сказал, что в следующий раз мороженое будет от него. Ну а мы потащились обратно к машине, думая попутно, стоит она на месте или нет, и что означает поднятый дворник. Машина была на месте. Почему-то наиболее вероятной мне представляется такая версия. Полиция выписывает штрафы за неправильную парковку и кладет их под дворник. Тут увидели, что машина из России, решили не оставлять квитанцию, но в качестве предупреждения дворник все-таки подняли. Других идей у меня нет. В планах на этот день было еще съездить в Азию. Как известно, Босфор делит Стамбул и всю Турцию на европейскую и азиатскую части, Румелию и Анатолию. Делать на той стороне пролива нам было особо нечего, осмотреть новый султанский дворец мы все равно не успевали, но просто пересечь Босфор и побывать в Азии надо было обязательно. Поехали по карте к ближайшему мосту. А мост довольно далеко от центра. Красивый огромный мост, один из самых длинных в мире. Отстояли в пробке, состоящей, видимо, из тех, кто, поработав в Европе, возвращается вечером домой в Азию. И вот он мост, развязка, круто забираемся наверх... и пролетаем мимо моста. Мост очень высокий, рельеф у Стамбула сложный, заезды-съезды с моста находятся очень далеко от набережных. Пролетели, пытаемся вернуться как-то назад, не выходит, уехали уже далеко. Спросили таксиста. Оказалось, через пять светофоров налево, а дальше вниз-вниз-вниз, и выедем по указателям. Да, все сходится, вот указатели, скоростная дорога, ведущая прямо на мост. И опять я ошибаюсь и съезжаю с дороги раньше моста. Место глухое, но дорожка односторонняя. Назад не вернуться. Не пытаясь уже выбраться самостоятельно, спрашиваю местных. Тут выясняется вещь, которую я знал, но забыл: проезд по мосту платный. И оплачивается только специальной карточкой, никаких наличных или кредиток. Еще местный парень сказал, что купить карточку мы сможем сейчас разве что у таксистов. Ну а до моста нас проводит вот эта машина. Опять добровольные провожатые. Когда уже готовы были ехать, тот же парень подошел и сказал, что если у нас есть место, то он поедет с нами, и покажет. Место было. Я сразу подумал, что, может, он и проезд своей картой оплатит. Но он опередил меня, заявив, что его дядя утверждает, что туристы могут проехать через мост просто так. Это нелегально, но все так делают, и никаких санкций не будет. Высадившись на очередной развязке, парень показал, куда ехать. На этот раз все получилось, вот он въезд. Я проехал через линию для бесконтактной оплаты, потому что шлагбаума там нет. Автомат, конечно, завопил, когда не обнаружил никакого устройства у меня в машине. Я притормозил на выезде с КПП, там была полиция, но на меня никто внимания не обратил, и я двинулся к указателю «Welcome to Asia». Пересекли Босфор, снова крутились в поисках обратной дороги, купили заодно невкусный арбуз. В обратном направлении естественным продолжением этого моста является та самая платная магистраль, ведущая к нашему кемпингу. Кстати, проезд по мосту в обратную сторону нигде не оплачивается. Снова взяли билетик, пролетели 60 км за полчаса, по засеченной точке навигатор легко вывел нас на кемпинг. Было полпервого ночи, по правилам ворота кемпинга запираются в 23:00. Но сонный Исмет нас ждал, мы были единственными гостями. «Истанбул окей? Бай-бай!» — и приложил две сложенные ладони к щеке. Бай-бай. Завтра предстоит вторая попытка понять это безумный город.
День четырнадцатый
Селимпаша — Стамбул — Селимпаша (Турция)
Расходы: Утро в кемпинге начали с изучения карты Стамбула. Нельзя же так плутать, как вчера! Посчитали более разумным не ехать на машине в самый центр, а оставить ее в более спокойном месте и доехать на трамвае. Нашли оптимально расположенную остановку — получилось, что гораздо удобнее ехать до нее снова по бесплатной дороге. Ехали и старались все время следить за дорогой по карте. Ага, где-то тут пора съезжать. Съехали, трамвая нет. Спросили у двух местных мужичков, слово «трамвай» было им знакомо, один из них начал что-то активно объяснять по-турецки, второй стал орать на первого. Видимо, он пытался рассказать таким образом приятелю, что турецкого мы не понимаем. Так ничего и не узнав толком, поехали по наитию и карте. Не сразу, но выехали на улицу с трамваями. Стоит уделить пару слов этому стамбульскому транспорту, мы от него в восторге. Трамвай едет по выделенной для него полосе, куда машины не заезжают. Едет быстро и почти бесшумно. Остановки оборудованы турникетами и отгорожены от тротуара, но со стороны трамвайных путей, естественно, остается проход. Наверное, есть люди, которые присматривают, чтобы народ не шел в обход турникетов. Но у нас бы такой лафы для «зайцев» устраивать точно не стали. Составы выглядят вполне современно, в каждом по два вагона, но вагоны очень длинные, с двойной «гармошкой». Внутри напоминают, скорее, метро. Есть электронное табло с названием следующей станции. Жетон стоит полторы лиры, но бесконтактные карты на много поездок, наверное, выгоднее. Скоростной трамвай привез нас в самый центр — снова на площадь Султанахмет. Сначала мы пошли в так называемые Цистерны. Это древнее подземное сооружение служило в эпоху императоров хранилищем для воды. Сейчас там сделаны мостки для туристов, многочисленные колонны (не все из них древние) красиво подсвечены, а воды внизу — по колено, зато в ней плавает множество рыб. Буквально через дорогу от Цистерн стоит Святая София. Тот самый огромный византийский храм, превращенный турками сначала в мечеть (к нему пристроили четыре минарета), а потом в музей (видимо, чтоб ни нашим, ни вашим). Но прежде, чем мы туда попали, мне пришлось побегать в поисках обменника. Банк нашелся только в нескольких кварталах от площади. Почему-то в туристическом центре негде поменять валюту. Вход в храм-музей стоит недешево — 20 лир со взрослого (порядка 10 евро). Внутри собора-гиганта сохранились мозаики и фрески разных эпох и культур. Там, где смыт слой штукатурки с исламскими орнаментами, видна византийская мозаика. На галерею, опоясывающую храм изнутри, ведет даже не лестница, а просто закрученный спиралью пандус — без ступенек. На каменных перилах галереи остались нацарапанные древними (как утверждает табличка) вандалами надписи. Купол собора реставрируется, и довольна большая часть пространства занята просто-таки циклопическими лесами. Затем пошли в бывший султанский дворец — Топкапы. Те же 20 лир с человека за вход. Дворец — это далеко не одно здание, это череда дворов, павильонов и т. д. и т. п. Лично меня, да и детей тоже, такой парад праздной роскоши довольно быстро утомил. В одном из павильонов выставлен зуб пророка Мухаммеда и другие мусульманские святыни, которые никакого интереса, опять же для меня, не представляют. Зато с территории дворца открывается прекрасный вид на пролив Босфор и залив Золотой рог. Уже ближе к вечеру мы пошли в район Большого базара, нельзя же уехать из Стамбула, не побывав на базаре! «Гранд базаар» — это, как справедливо пишет путеводитель, город в городе. Вроде бы, здание — есть стены и крыша, но внутри бесконечный лабиринт улиц с лавками. И еще мы так и не увидели стен базара снаружи, поскольку все пространство вокруг плотно оккупировано торговцами. Мы и внутрь-то попали как-то случайно — знали, что базар где-то тут, очутились рядом с какими-то воротами, кто-то, входя, приоткрыл их, и мы увидели внутри то, что искали. Даже не помню, купили мы там что-то, или нет. У меня уже глаза не смотрели на всю эту торговлю. Потом мы ели в турецком фастфуде со множеством разнообразной выпечки и лимонадом. Потом сидели на лавочке в центре, слушали перекличку муэдзинов и наслаждались свободным вайфаем.
Потом снова трамвай до машины.
Стали расплачиваться — обе мои карточки не проходят, продавец виновато улыбается. Я предлагаю евро, он мнется. Тут тот же самый покупатель берет у продавца калькулятор, считает, и у него получается, что мы должны почти точно 10 евро. У меня как раз есть такая купюра. Он энергично убеждает продавца взять евро, тот поддается. Покупатель спрашивает нас (по-турецки, видимо): «Болгары?» — «Нет, русские». Расплачиваемся. Пива в магазине не видно, но я спрашиваю на всякий случай. Продавец смотрит на меня, как на провокатора, и отрицательно машет головой. Не знаю, какие законы в Турции, но в обычных магазинах спиртного, действительно, нет. Едем дальше, видим магазинчик под вывеской «Efes». Захожу один — внутри только одноименное пиво и сигареты. Карточки не принимают, евро продавец тоже брать не хочет. И тут, как вы, наверное, уже догадались, снова обнаруживается покупатель, но уже другой. И он довольно чисто по-русски спрашивает: «Друг, чего ты хочешь?» — «Пива» — «Какого и сколько» — «Такого и два». Тот говорит по-турецки продавцу, продавец достает пиво, покупатель лезет в бумажник. «Неудобно», говорю. Покупатель: «А что у тебя есть?» Вытаскиваю 5 евро. Он забирает купюру, выдает мне сдачу в лирах. Еще, по-моему, сказал что-то такое про дружбу, братство, дословно не помню. Похоже, хотел еще меня подвезти, но увидел, что я на машине. Нда, эти люди не перестают меня удивлять. Следующие, наверное, полчаса прошли в поисках выезда на магистраль в сторону кемпинга. Хотели вернуться по платной дороге, но как-то вдруг оказались на бесплатной, и решили от греха подальше с нее не сворачивать. Благополучно добрались до кемпинга чуть раньше, чем вчера. Честно говоря, испытали облегчение от того, что на утро не надо будет ехать снова в Стамбул. И ведь не скажешь, что город нам не понравился, я бы еще раз в него приехал, но за день он способен высосать из тебя все силы. Оглавление1. Москва - Киев2. Киев — Брашов 3. Брашов — вдхр. Копринка 4. Копринка — Рильские горы 5. Рильские горы — Селимпаша 6. Стамбул 7. Селимпаша — Китен 8. Китен — Виница 9. Виница — Измаил 10. Измаил — Москва 11. Пароли, явки, деньги, выводы и итоги |
Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи Размещено: 30.11.2009 |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
|
1 комментарий | ||
serzh27 12.12.2009 17:37:56 # | ||
| ||