Из первых уст | все статьи рубрики   Версия для печати

Подарите детям тепло своего сердца

Подарите детям тепло своего сердца
Директор КГЦ ПМСС Аксененко Наталия Васильевна

В газете «Клинцовские вести» № 16 от 16.05.2011 начальник отдела по делам семьи, охране материнства и детства, демографии Клинцовской городской администрации С.В. Моисеенко давала информацию о детях, подлежащих устройству в замещающую семью. В связи с этим была упомянута информация о работе Клинцовского городского  центра психолого-медико-социального сопровождения, специалисты которого ведут работу с кандидатами в приемные родители. Сегодня на вопросы читателей, заинтересовавшихся данной информацией, отвечает директор КГЦ ПМСС Аксененко Наталия Васильевна.

- Расскажите подробнее о Кабинете семейных форм устройства детей-сирот  и профилактики социального сиротства.

 
Цель работы специалистов – подготовка граждан (подбор семей), желающих принять ребенка на воспитание; помощь семьям, воспитывающим приемных и опекаемых детей.
 
В Кабинете ведут прием квалифицированные педагоги-психологи и социальный педагог, которые прошли специализированную профессиональную подготовку по работе с кандидатами и детьми-сиротами.
 
Процесс подготовки и отбора дает возможность семьям выявить свои сильные стороны к возможности по воспитанию чужого ребенка.
Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут к себе детей, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток усыновления или помещения ребенка на воспитание, снижается продолжительность пребывания детей в семье (в случае временного устройства) и число отказов от воспитания.
 
- Как осуществляется профессиональная подготовка кандидатов в опекуны и приемные родители?
 
- Процесс работы с кандидатами в замещающие семьи происходит в три этапа:
1. Оценка личности заявителей и подготовка психологического заключения о безопасности размещения детей в их семьи (проводится  психологами).
2. Подготовка и обследование семей кандидатов (проводится социальным педагогом).
3. Обучение  в тренинговой группе по программе «Школа принимающих родителей».
 

- Оценка личности кандидатов – это сложная процедура?

 
- Первым шагом на пути к профессиональному подбору и подготовке кандидатов в опекуны и приемные родители является индивидуальное собеседование социального педагога с кандидатами для получения информации о семье с целью определения ее воспитательных возможностей. На основе полученных в собеседовании сведений формируется банк данных семей, выразивших желание принять ребенка в семью и готовых к следующим этапам работы.
 
Следующим шагом является проведение психологического тестирования, в процессе которого кандидат отвечает на вопросы различных опросников и заполняет определенные анкеты. Трудности возникают иногда с кандидатами пожилого возраста, для которых процедура обследования упрощается или может проходить с помощью специалиста-психолога.
 
В ходе обследования психологи Кабинета СФУ пытаются  ответить  на вопросы:  «Что за человек берет ребенка? Как его личностные особенности будут влиять на отношения с ребенком? Что в его характере или в личном опыте может помочь, а что - помешать успешному воспитанию?»
 
Когда с кандидатом говорят о его чувствах, о его прошлом, о его близких -  это позволяет намного лучше узнать его как человека, представить себе особенности его взаимодействия с ребенком. В этом случае можно точнее учитывать потребности ребенка. Так, одному ребенку важно, чтобы его воспитатель умел проявлять твердость, другому важнее мягкость и терпимость, одному будет лучше находиться рядом с человеком энергичным и  подвижным, другому – со спокойным и сдержанным. Зная личность кандидата, зная особенности личности детей, которым нужна семья, можно подобрать каждому ребенку  воспитателя, наилучшим образом подходящего по характеру.

- Для чего необходимо знакомство с семьей кандидата?

 
- Даже если официально опекуном (приемным родителем) ребенка числится один человек, реально его воспитывает вся семья в целом. Для того чтобы прогнозировать благополучие ребенка в семье как в замещающей, так и в кровной, необходимо иметь представление о семейной системе в целом. Обследование семьи – это не акт формального однократного посещения семьи, а процесс работы с семьей на протяжении всего периода подготовки  кандидата.
«Что за семья берет ребенка? Каковы ее особенности, и как они могут помочь или помешать воспитанию конкретного ребенка? Какие изменения могут произойти в семейной системе после помещения ребенка?» – спектр новых вопросов, которые  ставят  перед собой сотрудники Кабинета СФУ для анализа семейной системы.  
 
В процессе проведения обучения социальный педагог посещает каждую семью кандидата, знакомится со всеми членами семьи, интересуется их мнением и отношением к предстоящим переменам; изучает условия для проживания приемного ребенка.
 
В ходе такого взаимодействия с семьями-заявителями происходит  переход от формально-контролирующего общения с ними к человеческому контакту, установлению доверительных отношений между сотрудниками Кабинета СФУ и кандидатами.
 
- Как проходит обучение в тренинговой группе?
 
- По опыту известно, что даже самая просвещенная в вопросах воспитания семья слабо представляет себе, что чувствует ребенок, оставшийся без семьи, что он мог пережить, как его прошлое связано с настоящим и как можно помочь ему преодолеть последствия травматичного опыта. Все эти и многие другие знания передаются кандидатам на обучающем психологическом тренинге для желающих принять ребенка в семью.

Обучающий психологический тренинг
– один из этапов подготовки семей, организованная групповая работа, основанная на взаимодействии участников, активный метод обучения, направленный на овладение и отработку навыков, необходимых для воспитания приемного ребенка.
 
Тренинг - это наиболее эффективная возможность для кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка.
 
В группе взрослые способны эффективно учиться друг у друга, опыт другого человека позволяет расширять свое видение. Групповая работа дает широкие возможности для ролевых игр, для дискуссий, для работы с чувствами кандидатов. Работая в группе, человек проявляет себя так, как обычно ведет себя в общении с людьми, что дает социальным работникам материал для оценки и дальнейшего обсуждения с кандидатами их сильных и слабых сторон. Кроме того, группа подготовки в дальнейшем становится группой поддержки, ее участники поддерживают контакт и помогают друг другу.
 
- Когда начинается работа ваших специалистов с кандидатами в опекуны и приемные родители?
 
- Работа  специалистов Кабинета СФУ начинается сразу после личного обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном (приемным родителем)  в Клинцовский городской  центр психолого-медико-социального сопровождения с направлением из Отдела по делам семьи, охране материнства и детства, которое выдается им после написания заявления о желании  стать опекуном или приемным родителем.
 
Хочу обратить особое внимание тех читателей, которые хотели бы попробовать себя в роли приемных родителей, но сомневаются в своих возможностях и способностях. Они могут первоначально обратиться в Кабинет семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства, пройти обучение по программе принимающей семьи, получить документ о прохождении обучения и только после этого написать заявление в органах опеки нашего или любого другого города.
 
В этом случае желание гражданина и членов его семьи по воспитанию приемного ребенка является наиболее осознанным и аргументированным.
 
- Получают  ли поддержку опекуны и приемные родители в вашем центре после прохождения обучения?

- Обязательно. После принятия ребенка в семью начинается этап психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в принимающей семье.
 
В этот период уже опекун или приемный родитель имеет возможность получить консультацию специалиста по любому, интересующему его вопросу, провести углубленное обследование опекаемого или приемного  ребенка, получить специализированную помощь других специалистов, работающих в нашем образовательном учреждении, а также начать коррекционные или развивающие занятия с ребенком.
Условно периодом адаптации является первый год жизни ребенка в принимающей семье. Специалисты Кабинета СФУ вместе в приемным родителем планируют посещение семьи и центра как по мере привыкания ребенка, так и по мере возникновения проблемных ситуаций.
 
На базе Клинцовского городского центра психолого-медико-социального сопровождения работает «Клуб приемных родителей», который является  продолжением обучения родителей, местом для обсуждения общих проблем, а также возможностью для проведения семейных праздников.
 

Беседовала М. Феськова
Фото Е.Киреенко



Обращений: 1736 / Оценка читателей: 0.00 / Голосов: 0
Размещено: 01.06.2011

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев

Другие новости рубрики "Из первых уст"
Оплата электроэнергии в местах общего пользования Оплата электроэнергии в местах общего пользования
В связи с выходом нового Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственни...

Цель должна быть достигнута Цель должна быть достигнута
Н.Н. Стручков, начальник полиции Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации Клинцовский, 1962 года рождения, уроженец Навли.