Клинцы.RU

01.07.2009

Правовой раздел | К списку статей

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Госавтоинспекции в целом



Источник: ГИБДД города Клинцы
Размещено: 01.07.2009


Конституция Российской Федерации устанавливает основные принципы построения системы органов государственной власти, определяет их правовой статус, разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, провозглашает права и свободы человека и гражданина, гарантирует их государственную защиту, содержит иные важнейшие положения, касающиеся функционирования демократического правового государства.
 
Применительно к рассматриваемой сфере общественных отношений положения Конституции Российской Федерации получают дальнейшее развитие в нормах федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
 
Международные договоры и соглашения, затрагивающие различные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения, которые ратифицировала Российская Федерация, также являются составной частью системы правового регулирования деятельности Госавтоинспекции.
 
Усилившиеся во второй половине XX в. глобальные интеграционные процессы обусловили значительное увеличение количества автомототранспортных средств, перемещающихся по территориям различных государств. В целях упорядочения международного движения и повышения уровня его безопасности страны стремятся унифицировать как правила дорожного движения, так и требования к водителям, автомобилям, дорогам, дорожным знакам и сигналам. В рамках решения указанной задачи в г. Вене в 1968 г. были подписаны Конвенция о дорожном движении, Конвенция о дорожных знаках и сигналах, позднее приняты Европейские Соглашения (1971 г.), дополняющие названные документы.
 
Действующие в России нормативные акты в сфере организации и безопасности дорожного движения базируются на положениях соответствующих конвенций и соглашений.
 
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. ? 2446-1 ?О безопасности? содержит определение понятия ?безопасность?, устанавливает основные объекты ее обеспечения. В Законе под безопасностью понимается ?состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз?, а к основным объектам ее обеспечения отнесены личность?? ее права и свободы; общество ? его материальные и духовные ценности; государство ? его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
 
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. ? 1026-1 ?О милиции?.
 
В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона Российской Федерации ?О милиции? на милицию возложены следующие обязанности в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые выполняются Госавтоинспекцией в рамках ее компетенции: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; прием экзаменов и выдача удостоверения на право управления автотранспортным средством; организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулирование дорожного движения; осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения; контроль исполнения владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставление указанным в нем лицам информации, относящейся к осуществлению обязательного страхования.
 
Названный Закон (п. 23 ст. 11) предоставляет милиции соответствующие правомочия, которые в основном реализуются в деятельности Госавтоинспекции. К ним относятся: запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, остановка транспортных средств и проверка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществление с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотра транспортных средств и грузов; производство досмотра транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задержание транспортных средств, находящиеся в розыске; ограничение или запрещение проведения ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности; осуществление контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и приостановке действия вышеуказанных лицензий, а также аннулирование или продлении срока их действия.
 
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. ? 196-ФЗ ?О безопасности дорожного движения? является базовым для рассматриваемой сферы общественных отношений. Указанный законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области.
 
Статья 1 Федерального закона устанавливает, что наиболее важные задачи государства в рассматриваемой сфере ? это ?охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий?.
 
Решение поставленных задач обеспечивается деятельностью соответствующих органов государственной власти, которые осуществляют государственный надзор и контроль за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этих целях им предоставлены необходимые государственно-властные полномочия.
 
Уголовным кодексом Российской Федерации (гл. 27) определяются наиболее общественно опасные деяния в сфере дорожного движения, а также устанавливаются виды и размеры уголовного наказания за их совершение.
 
Наиболее часто сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с дорожно-транспортными происшествиями, при которых действия виновных лиц квалифицируются по ст, 264 УК РФ. Указанная норма предусматривает уголовную ответственность лиц, управлявших автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств в случаях, когда данное деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а равно гибель одного или нескольких лиц. В ст. 268 УК РФ установлена уголовная ответственность пассажиров, пешеходов и иных участников дорожного движения (кроме водителей) за нарушение правил дорожного движения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть людей.
 
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях имеет очень важное значение, поскольку большинство правонарушений в сфере безопасности дорожного движения отнесены законодателем к административно наказуемым деяниям. В КоАП РФ определены виды наказаний, применяемых за нарушения в области дорожного движения, дан перечень соответствующих правонарушений, регламентировано производство по делам о таких правонарушениях (возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела по существу и принятие решения, пересмотр решения и постановления по делу, исполнительное производство).
 
В гл. 12 КоАП РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8), превышение установленной скорости движения (ст. 12.9), а также за иные правонарушения.
 
Отдельные правонарушения в рассматриваемой области содержатся в гл. 11 и 19 КоАП РФ.
 
В гл. 27 КоАП РФ определены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые Госавтоинспекцией наряду с другими уполномоченными органами в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. В частности, в ст. 27.13 КоАП РФ предусмотрены такие меры административного принуждения, как задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков, которые применяются сотрудниками Госавтоинспекции в случаях выявления перечисленных в названной статье правонарушений.
 
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее ? Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. ? 927 определено, что обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных задач МВД России.
 
В п. 10 Положения сформулированы полномочия, реализация которых отнесена к компетенции Госавтоинспекции: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.
 
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ? Положение), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. ?711 с изменениями, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2002г. ?679 ??О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения? ?? основной нормативный правовой акт, определяющий компетенцию и систему органов управления и подразделений Госавтоинспекции. К исключительной компетенции Госавтоинспекции отнесено осуществление ? специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций?, а также ?обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения?.?
 
Согласно п. 5 указанного Положения органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Государственной инспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
 
В п. 9 Положения дается детальный перечень обязанностей, возложенных на Госавтоинспекцию. К числу основных обязанностей относится осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к:
 
проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
 
эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
 
конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
 
изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
 
перевозкам тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
 
Важное место в компетенции Госавтоинспекции отведено обязанностям по:
 
принятию квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдаче водительских удостоверений, а также по согласованию программ подготовки водителей автомототранспортных средств;
 
регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистраци?онных документов и государственных регистрационных знаков на автомототранспортные средства и прицепы к ним;
 
организации и проведению в установленном порядке государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
 
регулированию дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечению организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
 
организации и проведению в установленном порядке работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
 
осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
 
Некоторые обязанности, возложенные на Госавтоинспекцию, хотя и не имеют непосредственного отношения к контрольно-надзорной деятельности, занимают определенное место в компетенции службы. К ним, в частности, относятся:
 
осуществление неотложных действий на месте ДТП, принятие мер по эвакуации людей и оказание им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
 
изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
 
участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; рассмотрение заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;
 
осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
 
разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием СМИ, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
 
выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
 
разработка предложений по повышению уровня безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
 
выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения; ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
 
выдача в установленном порядке разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками;
 
ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
 
осуществление в установленном порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения.
 
Для выполнения возложенных обязанностей Госавтоинспекция наделена соответствующими правами (п. 12 Положения):
 
запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;
 
давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;
 
предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и демонтаж технических средств организации дорожного движения;
 
временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
 
запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
 
запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев?? при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрега?тов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.
 
Госавтоинспекции также предоставлено право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:
 
изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на 6 месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения;
 
имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
 
В рамках реализации контрольно-надзорных функций по обеспечению соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения сотрудникам Госавтоинспекции предоставлено право:
 
останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
 
отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;
 
направлять в пределах своей компетенции на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
 
использовать в установленном порядке специальные технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
 
вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
 
составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Некоторые полномочия Госавтоинспекции носят вспомогательный характер. К ним можно отнести:
 
использование для доставления в лечебные учреждения нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
 
осуществление в установленном порядке возлагаемых на Министерство внутренних дел Российской Федерации функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению уровня безопасности дорожного движения;
 
осуществление в пределах своей компетенции согласования разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами ?? в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог.
 
Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации (далее?? Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. ? 209, регламентируются отдельные вопросы внутриорганизационной деятельности Госавтоинспекции.
 
Настоящим Положением определено, что Госавтоинспекция входит в состав милиции общественной безопасности, установлены нормативы штатной численности отдельных категорий сотрудников Госавтоинспекции, содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов гг.Москвы и Санкт-Петербурга.
 
Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. ? 926, определен порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих технический надзор, розыск автотранспортных средств и контроль за соблюдением установленных правил безопасности дорожного движения, обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
 
Правила дорожного движения Российской Федерации (далее?? Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. ? 1090.
 
Правилами устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Этим нормативным правовым актом закреплены пра?ва и обязанности всех категорий участников дорожного движения, определено значение сигналов регулировщика, светофоров, а также дорожных знаков и разметки.
 
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены также Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, содержащие, в частности, перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
 
Правилами государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. ? 894, установлен единый порядок государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения. Учет осуществляется органами внутренних дел в целях формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
 
Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. ? 647, определено, что органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания. На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета. Форма карточки, порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
 
Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (далее?? Инструкция) утверждена приказом МВД России от 29 июня 1995 г. ? 328.
 
В соответствии с данной Инструкцией учет дорожно-транспортных происшествий ведется в отделах (отделениях или группах) Госавтоинспекции горрайорганов внутренних дел и строевых подразделениях дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции для оценки состояния аварийности, анализа причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и принятия мер по их устранению.



Адрес этой страницы: http://www.klintsy.ru/gibdd/print.php?id=443
Адрес полной версии текста статьи: http://www.klintsy.ru/gibdd/23/normativnye-pravovye-akty-reglamentirujushhie-dejatelnost-gosavtoinspekcii-v-celom_443.html


©2002-2024 Клинцы.RU