Главная > Журнал > Авто
Авто | К списку статей

Покупаем автомобиль с пробегом

В начале данной статьи стоит сделать небольшое лирическое отступление: она ориентирована на тех, кто впервые самостоятельно покупает подержанное авто, и в основном посвящена рассмотрению вопросов, связанных непосредственно с покупкой машины, а не с технической стороной вопроса.

Большую часть технических моментов, связанных с определением состояния автомобиля и вероятности того, что его использование не будет связано с постоянными заездами на СТО, мы опустим. На это есть только одна причина: достоверно определить, будет ли купленная машина беспроблемной, невозможно. Подержанный автомобиль — это всегда лотерея, шансы выиграть в которой, впрочем, весьма высоки, если знать, где и как покупать машину. Именно последнее мы и рассмотрим в данной статье.

Итак, прежде, чем приступать к поиску подержанного автомобиля, который в перспективе может стать Вашим, стоит честно и искренне ответить себе на один-единственный вопрос: а оно Вам надо? Дело в том, что многие начинающие автолюбители рассматривают покупку машины как некое вложение («куплю, покатаюсь годик, а потом продам в те же деньги и ничего не потеряю»). Подход в корне не верный: личный автомобиль — это не вложение и в большинстве случаев не источник дохода, это статья расходов, причем в некоторых случаях весьма увесистая для бюджета статья.

Можно даже не касаться таких обязательных трат, как топливо, замена расходников, транспортный налог и страховка — автомобили, в которых ничего не ломается, это скорее отклонение от нормы, а не норма. Следовательно, периодически Вам придется вкладываться в ремонт.

То, насколько объемными будут эти вложения, зависит от того, какой именно автомобиль Вы купите (имеется в виду марка и модель), а также от его состояния на момент покупки и от того, насколько бережно он будет использоваться. Именно поэтому, если основная задача при покупке машины выглядит как «покататься и продать», лучше несколько раз подумать прежде, чем начинать эпопею с приобретением личного автотранспорта. Если же существует реальная необходимость в наличии собственной машины, можно переходить к следующему пункту.

Что, а главное, зачем будем покупать?

Строго говоря, машина покупается либо для поездок по городу, либо для поездок за город, либо для того и другого одновременно. Пойдем по порядку.

Ваш автомобиль будет типичным «городским жителем»? Тогда стоит подумать о том, что экономичный двигатель и скромные габариты в условиях городских пробок — это пусть и не самый представительный, но зато самый удобный вариант. Легче запарковаться, легче проехать и не нужно заезжать на заправку каждый день, чтобы «подкормить» своего зверя.

«На дальняк?» Если предполагается, что на Вашей машине перемещаться Вы будете чаще между городами, чем по городам, стоит присмотреться к автомобилям средних габаритов. Малышки вроде Daewoo Matiz на трассе — не самый безопасный и удобный спутник. Впрочем, и огромные джипы для трассы тоже не нужны — слишком большой расход топлива для предполагаемого пробега.

По лесам, по горам? Тогда нужно смотреть в сторону джипов. Пусть расход топлива у них высок, а габариты таковы, что в городском потоке соседи кажутся букашками, зато шансы завязнуть в грязи на бездорожье у джипа являются минимальными.

Есть и промежуточные, компромиссные варианты. Например, кроссоверы, которые изначально задумывались, как универсальный вариант для любой ситуации. Выглядят они представительно, на трассе ведут себя замечательно, да и шансов выбраться из раскисшей под дождями дороги у них несравненно больше, чем и мини-автомобиля.

Стоит учесть и то, кого придется возить в машине. Так, для семей с маленькими детьми продавцы в один голос рекомендуют трехдверные авто. Юный непоседа ни при каких обстоятельствах не сможет открыть заднюю дверь на ходу — многим родителям это позволяет намного увереннее чувствовать себя за рулем. Для большой семьи подойдет автомобиль в кузове «универсал» — как правило, салоны у таких машин являются более просторными, а объемистый багажник позволяет перевозить все, что только душе угодно. Если же предполагается, что по большей части машина будет возить только своего владельца, можно рассматривать практически любые варианты.

Где будем покупать?

Подержанный автомобиль можно купить у знакомых, с рук у бывшего владельца, у перекупщиков либо в автосалоне.

Покупка машины у знакомых — это, пожалуй, самый удобный вариант. Можно не беспокоиться о том, что цена окажется завышенной или о том, что у автомобиля возникнут проблемы с документами при оформлении. С другой стороны, от неприятностей не застрахован никто. Примеров, когда безотказная рабочая лошадка, купленная у хороших знакомых, начинает постоянно требовать ремонта, существует достаточно. Понятно, что это может быть связано как с возрастом машины, так и с уровнем водительских навыков нового владельца, или с переменами в обслуживании. Однако отношения даже между самыми добрыми друзьями в такой ситуации могут оказаться испорченными.

Приобретение автомобиля с рук напрямую у бывшего владельца также является достаточно надежным и удобным. Цена может оказаться более привлекательной, чем у перекупщиков, владельцы-продавцы обычно являются более сговорчивыми, благодаря чему оформление покупки становится более удобным.

Однако и здесь существует несколько тонкостей. Во-первых, продавец может предложить продажу по генеральной доверенности (в этом случае продажа не оформляется юридически, продавец пишет на покупателя доверенность и включает его в страховой полис). Безусловно, такое оформление требует меньше времени, сил и денег, однако пользоваться этим способом регистрации сделки, по меньшей мере, неосмотрительно. При оформлении доверенности автомобиль не проходит техосмотр, ГИБДД не проверяет его юридическую чистоту. Это значит, что машина до конца останется «темной лошадкой» для нового владельца. Кроме того, со старым хозяином машины придется постоянно контактировать на предмет уплаты транспортного налога. Это, как минимум, неудобно.

Во-вторых, продавец может предложить «платное» снятие автомобиля с учета (для того, чтобы ускорить процедуру регистрации). Соглашаться на это нельзя ни в коем случае — автомобиль обязательно должен побывать на смотровой площадке и полностью официально пройти процедуру снятия с учета. В противном случае покупатель рискует остаться на руках с автомобилем, неспособным пройти техосмотр и, соответственно, встать на учет в ГИБДД. Обычно к этому приводит любовь ремонтников (или самих хозяев машин) к экспериментам. Российская запчасть, поставленная на иномарку — это уже повод не пройти техосмотр. Естественно, такие «доработки» встречаются сплошь и рядом, поэтому для того, чтобы быть уверенным в техническом состоянии машины, важно настоять на полном, официальном снятии авто с учета.

Покупка машины у перекупщиков — это, самый ненадежный вариант. Во-первых, те, кто профессионально занимается перепродажей подержанных авто, не менее профессионально умеют и набивать им цену, в том числе за счет маскировки дефектов и неисправностей. Шансы приобрести адекватный автомобиль по нормальной для его состояния и возраста цене, очень малы. В то же время, покупая машину с рук миновать «перекупов», как их называют автолюбители, практически невозможно — в ряде городов такие продавцы практически полностью контролируют подавляющее большинство продаж машин с пробегом. В любом случае, сотрудничая с перекупщиками, необходимо настаивать на полной диагностике машины на хорошей СТО, а также на полностью официальном оформлении купли-продажи.

Один из самых надежных, но и самых затратных вариантов — покупка машины в крупном автосалоне. Сегодня многие из них предлагают достаточно удобные схемы приобретения комиссионных авто, причем, сотрудничая с крупным автосалоном, дополнительно можно быть уверенным в том, что техническое состояние автомобиля будет соответствовать заявленному уровню. В то же время не стоит забывать, что и в автосалонах работают в первую очередь продавцы, которым важно реализовать автомобиль. Именно поэтому даже в автосалоне нельзя брать подержанную машину «не глядя».

Здесь стоит сделать еще одно небольшое отступление. Сегодня понятие «автосалон» особенно в регионах является несколько размытым. Под этой личиной может скрываться и роскошный дилерский центр, и открытая всем ветрам парковка на окраине города. Наиболее распространенными, кстати, являются именно салоны-стоянки.

Как правило, такой салон представляет собой огороженную территорию с небольшой будочкой, в которой находится продавец. На территории представлен товар — подержанные машины. Покупать что-либо в таких «автосалонах» стоит только при условии, что есть возможность максимально точно оценить состояние автомобиля. По сути, это та же покупка у перекупщиков — здесь стоит быть на чеку.

Салоны средней руки, как правило, располагаются в крытых ангарах и также имеют не очень-то представительный вид. Однако уже одно то, что автомобили, дожидающиеся покупателей, защищены от дождя и снега, говорит в их пользу. Такие салоны могут предлагать и кредитование, и покупку в рассрочку, и оформление за свой счет. Как правило, цены в них являются более или менее адекватными, а выбор — сравнительно неплохим. Однако попадаются и исключения. Поэтому, так же, как и во всех остальных случаях, стоит оценивать и поведение продавца, и состояние автомобилей, и те гарантии, которые получает покупатель.

Крупные автосалоны с комиссионными автомобилями пока работают не очень охотно — продавцы полагают, что продавать новые, а не автомобили с пробегом, выгоднее. Тем не менее, машины с пробегом постепенно появляются в дилерских центрах, правда стоимость их, как уже было сказано выше, в большинстве случаев является достаточно высокой для среднего по рынку уровню. Зато и гарантий несравнимо больше — для тех, кто хочет «купить и поехать», такой вариант является самым удобным.

Финансовый вопрос

Практически во всех случаях заявленная продавцом цена автомобиля не является окончательной — покупатель может попробовать поторговаться и «скинуть» определенную часть суммы. Правда, торг оказывается уместным только в том случае, когда автомобиль имеет некие «неучтенные» дефекты (в большинстве случаев так и есть), которые еще нужно суметь найти. Однако в любом случае (если, конечно, речь не идет о покупке машины в крупном автосалоне), стоит попытаться.

После того, как согласие между продавцом и покупателем достигнуто, может встать вопрос о задатке. Этой темы стоит коснуться отдельно. Суммы, которые участвуют в купле-продаже машины, как правило, являются достаточно большими. Поэтому у покупателя может даже не возникнуть мысли о том, что размер задатка не обязательно должен быть существенным. Как правило, в его качестве оставляют 1-2 тыс. руб., в крайнем случае 5 тыс. руб. (если речь идет о покупке достаточно дорогого авто либо о срочной продаже).

Ни в коем случае размер задатка не может составлять пятую, десятую или двадцатую часть стоимости машины. Если продавец просит именно такую сумму, стоит задуматься о его честности — вероятно, перед Вами либо мошенник, либо человек, пытающийся продать Вам откровенный «неликвид».

Задаток должен оформляться юридически — в норме продавец должен написать расписку о том, что он взял некую сумму у покупателя в качестве подтверждения его намерения приобрести автомобиль. При этом в расписке должны указываться паспортные данные участников сделки, полное описание предмета сделки (автомобиля), обстоятельства выдачи задатка, а также то, какие действия будет совершать покупатель или продавец в случае, если сделка не состоится.

Здесь стоит отметить, что далеко не всегда выражение «задаток не возвращается» является верным. Если продавец не выполняет условия сделки со своей стороны, покупатель вправе отказаться от автомобиля и потребовать возврата задатка. Написанную расписку стоит зарегистрировать у нотариуса с тем, чтобы при неблагоприятном развитии событий и продавец, и покупатель могли отстоять свои права.

Еще один довольно интересный аспект «финансовой темы» при покупке подержанного автомобиля — это ситуации, когда покупателю не хватает наличных средств на приобретение понравившейся машины. Самым логичным вариантом в такой ситуации кажется оформление кредита. Однако развернувшийся в конце прошлого года экономический кризис существенно корректирует эту логику — до сих пор получить в банках займ достаточно сложно.

Если речь идет о небольшой сумме (не полной стоимости подержанного автомобиля), более удобным вариантом станет оформление потребительского кредита. Если же покупатель планирует приобретать машину полностью на заемные средства, важно учесть, что помимо стоимости оформления кредита, процентов и самого займа на его плечи ляжет такой существенный расход, как обязательное оформление полиса КАСКО, который стоит тем дороже, чем старше страхуемый автомобиль. В ряде случаев стоимость КАСКО перекрывает всю выгоду от автокредита (который к тому же довольно сложно оформить). В такой ситуации проще ориентироваться все тот же потребительский кредит.

Едем оформляться?

Наконец, последний этап покупки подержанного автомобиля — это оформление купли-продажи. Для того, чтобы зарегистрировать сделку, необходимо снять автомобиль с учета (загнать его на смотровую площадку в ГИБДД, подтвердить отсутствие задолженности по транспортному налогу и штрафам справкой, заблаговременно оформленной продавцом в налоговой), оформить договор купли-продажи, снова поставить автомобиль на учет и оформить полис ОСАГО.

Сразу стоит отметить, что в большинстве случаев оформление сделки происходит в течение двух дней. В первый день — снятие с учета, оформление договора купли-продажи, во второй — постановка на учет, получение регистрационных знаков и оформление страхового полиса. В момент снятия автомобиля с учета его владельцу выдаются транзитные номера, использовать которые он может от 5 до 20 суток. Именно за этот срок и необходимо поставить машину на учет, получить новые регистрационные знаки и оформить страховку.



Источник: 7 лепестков сакуры
Размещено: 15.05.2011
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!