Главная > Журнал > Дети
Дети | К списку статей

Нужно ли ребёнку читать?

Ни для кого не секрет, что мир, в котором живёт современный ребёнок, сильно отличается от того, в котором жили его родители, и тем более – от того, в котором жили его дедушка с бабушкой. У дедушек с бабушкой, а часто – и у родителей, не было в детстве компьютеров, цветных телевизоров, видеоплееров или игровых приставок. Все эти устройства с успехом заменяла книга. Но значит ли обилие развлекающе-обучающей техники, что книги теперь не нужны? Что книга может дать современному ребёнку?

Фильм, компьютерная игра, комикс, фотография, казалось бы, прекрасно справляются со всем, с чем раньше справлялись детские книги. Но фильм и фотография – это визуальные образы, которые уже созданы фантазией режиссёра. Они, как правило, оставляют намного меньше свободы для творчества ребёнка, чем книга. Когда ребёнок читает книгу, он может воображать героев и мир, который описан в ней. Он занимается конструированием мира, его созиданием, творчеством. Ребёнок, таким образом, сам становится режиссёром сказки, которую читает.

Книга, в отличие от фильма или компьютерной игры, воспитывает и ещё одно важное умение – терпение. Зрителю в кинотеатре терпение не нужно (если смотрит он не скучнейший фильм и не новую часть истории о Гарри Поттере, продолжение которой появится в лучшем случае через год после просмотра), создатели фильма раскроют большую часть загадок и тайн через два с половиной часа после его начала. Книга же раскроет свои тайн (и то не все) только тогда, когда дочитаешь её до конца, страницу за страницей. Можно, конечно заглянуть сразу в конец, но и из него не всегда всё понятно. Это ожидание вынуждает читателя самого задумываться о возможно ходе событий, то есть заниматься, опять же, творчеством.

Важны и перерывы между чтением. Они позволяют подумать о том, что ждёт героев, воспитывают умение анализировать историю, и синтезировать полученные сведения в попытке предсказать, чем история закончится.

Кроме того, детская книга учит и многим незнакомым словам. Заставляет ребёнка спрашивать о них родителей, запоминать. Позже ребёнок научится постигать не только значение слов, но и значения поступков, действий человека, тех или иных событий.

Есть сейчас и фильмы, и компьютерные программы, предназначенные для совсем маленьких детей. При всех их достоинствах, они не могут полностью заменить развивающие книги. Ведь ребёнку, в отличие от взрослого, важно не только содержание, но и цвет, и форма, и что точно не может дать компьютер или телевизор – тактильные ощущения.

Всё это, конечно, не значат, что ребёнка нужно оградить от всех преимуществ технического прогресса и заставлять его читать толстенные фолианты при свете свечи. Нет. Но и забывать о книге не стоит. И здесь, как ни странно, нам прогресс может помочь. Детские книги теперь доступны практически в любой точке земли. Нужно лишь найти хороший книжный интернет магазин.



Автор: Ольга Андреева

Размещено: 27.09.2011
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!