Если кто-то начинает говорить о курантах, то все сразу же вспоминают самые знаменитые кремлевские башенные часы России, расположенные на Спасской башне. С ними связаны многие славные традиции нашего народа: встречать новый год под бой курантов, загадывание желаний и т.д. Однако мало кто знаком с их древней и порой не легкой историей, которая тесно переплетена с судьбой всей страны.
Первые настенные часы с боем в Москве, согласно древним свидетельствам, появились еще в далеком 1404 году, однако расположены они были не на Спасской башне Кремля, а во дворе сына Дмитрия Донского великого князя Василия, недалеко от Благовещенского собора. Механизм тех древних часов представлял собой фигуру человека, который своим молотком каждый час ударял в колокол. Творцом этого часового шедевра является сербский монах Лазарь.
Сегодня довольно трудно ответить на вопрос, когда же точно появились часы на Спасской башне в Москве. Само каменное сооружение, которое в то время называлось не Спасской, а Фроловской башней, было построено в 1491 году архитектором Пьером Антонио Солари во время правления Ивана III. Через ворота башни проходила дорога из Кремля к церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, сегодня, к сожалению, эти православные святыни не сохранились. Свое современное название часовая башня получила только в 1658 году, когда над ее въездными воротами была помещена икона Спаса нерукотворного.
Спасские ворота являлись главными из всех кремо5вских. Через них отправлялись в бравый путь все крестные походы из Кремля. Все правители Руси, начиная с царя Михаила Федоровича, прежде чем сесть на престол, торжественным шагом проходили через них. И никто, ни крестьяне, ни цари не имели права стоять под Спасскими воротами с надетым головным убором. Это было своеобразное поклонение лику святого Спасителя, помещенного на внешней стороне башни, освещенной неугасимой лампадой.
Что качается непосредственно часов, так они, скорее всего, появились на Спасской башне сразу после ее постройки или же вскоре после этого. Документально первые намеки на наличие курантов были описаны в 1585 году, когда упоминаются мастера-часовщики. Естественно часы того времени не те, что имеются в настоящее время. Строение их механизма и то, как они выглядели, не известно. Точно только задокументировано, что они имели вес около 960 килограммов, и то это данные из купчей, в которых описан факт продажи часов в 1624 году Спасскому ярославскому монастырю за 48 рублей.
В то время в Европе были известны только часы настенные, часы напольные появились только в XVII веке, поэтому для того чтобы безликость башни продолжалась недолго из Англии был приглашен часовых дел мастер Христофор Головей. В команде с англичанином работали русские кузнецы-часовщики Ждан, его сын и внук, которые смогли изготовить и установить сами часы. А известный литейщик Кирилл Самойлов отлил для них 13 колоколов.
В то время кремлевские часы не имели стрелок. На их механизме был установлен огромный вращающийся циферблат, с ровными 17 делениями. Деревянная панель весила более 400 кг и была выкрашена небесно-голубой краской, а по краям поля находились светлые жестяные звезды. Кроме того, наружную часть часов украшали окрашенные золотой краской большая луна и солнце, луч которого служил часовой стрелкой. Каждый час на циферблате обозначался определенной буквой славянского алфавита. И как только стрелка попадала на ровное деление, в специальной комнатке, выше часов, обученный человек бил в колокола.
В 1626 году в Спасской башне случился пожар, который разрушил механизм и деревянные украшения. Но все было восстановлено в 1628 году тем же ремесленником Галовеем. Однако в конце семнадцатого века часы сломались окончательно, и Петр Первый приказал заменить куранты, так как они уже не отвечали новому времени. Поразмыслив, правитель выбрал немецкий вариант с колокольной игрой и танцами.
Новые куранты с музыкой были доставлены в Москву из Амстердама на 30 подводах, а для их установки был приглашен часовщик Яким Горнель. Впервые они заработали и начали быть в 33 колокола 9 декабря 1706 в 9 часов утра. За такую радость Петру пришлось заплатить более 42 тысяч ефимков. Новый 12-часовой механизм мог отбивать часы и четверти, а также играть мелодию. Сегодня такое умеют многие напольные или настольные часы, однако в то время это была диковинка. После серьезного пожара, случившегося в 1737, и эти часы пришли в негодность. Им на смену встали большие английские курантовые часы, которые в течение трех лет устанавливал на Спасской башне специально выписанный из Германии мастер Фатц. Современные кремлевские куранты были смонтированы в 1851-1852 годах.