Главная > Журнал > Герои Советского Союза
Герои Советского Союза | К списку статей

Плоткин Михаил Николаевич

Плоткин Михаил Николаевич Родился 2.05.12 г. в селе Ардонь Клинцовского района Брянской области, в семье служащего. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал на Московском автозаводе.
 
В РККА с 1931 г. Окончил Школу морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске.
 
Член ВКП(б) с 1939 г.
 
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром звена 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Балтийского флота. Награжден орденом Ленина.
 
30.11.39 г. участвовал в бомбардировке Хельсинки в составе эскадрильи под командованием капитана Токарева[1].
 
Всего совершил более 50 боевых вылетов.
 
В 1940 г. был назначен командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го мтап.
 
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС БФ.
 
30.06.41 г. участвовал в уничтожении немецкой переправы через Даугаву[2].
 
29.07.41 г. по приказу Ставки ВГК на базе 1-го мтап ВВС БФ была создана авиагруппа особого назначения в составе двадцати экипажей. Основной задачей авиагруппы являлось нанесение бомбового удара по столице фашистской Германии[3].
 
Капитан Плоткин был назначен командиром звена управления авиагруппы.
 
В ночь с 7 на 8.08.41 г. участвовал в первом налете на Берлин[4].
 
13.08.41 г. капитану Плоткину Михаилу Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
 
20.08.41 г. капитан Плоткин едва не погиб.
 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Плоткину Михаил Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 522).
 
Награждён 2-я орденами Ленина, орденом Красного Знамени.
 
Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на кладбище Александро-Невской Лавры (Коммунистическая площадка).
 

Плоткин Михаил Николаевич

 

 
Плоткин Михаил Николаевич 02.05.1912-07.03.1942, гвардии майор, Герой Советского Союза (погиб).
Надха Г.Г. ск. 07.03.1942, штурман.
Кудряшев М.М. ск. 07.03.1942, старший радист.

Офицеры Первого гвардейского Краснознамённого Минно-торпедного Ропшинского авиационного полка, погибшие на задании в 5 часов 09 мин. 7 марта 1942 года.Этот полк провел в ночь на 8 августа 1941 г. первую бомбардировку Берлина. За годы войны уничтожил 216 вражеских судов и кораблей.
 
"Слава им героям боев за Ленинград".
 
Россия. Санкт-Петербург. Коммунистическая площадка Александро-Невской лавры. Северная сторона, гранитная стела.
Источник:Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
 

Рассказывает писатель Виноградов: «Он еще с утра почувствовал легкое недомогание, однако врачу при медосмотре об этом не сказал. Его самолет был готов к вылету, и он не мог и думать о том, что кто-то другой поведет его машину. Кружилась голова, ему было жарко, хотя в кабине 32 градуса ниже нуля. Мешала кислородная маска, так и хотелось ее сбросить с горячего лица. Но нельзя, задохнешься, высота более 6000 метров, а опуститься ниже невозможно - над морем кучевые облака. Самое разумное было бы вернуться в Кагул, предварительно сбросив бомбовый груз на запасную цель. Но что подумают о нем друзья? Нет, надо обязательно достичь Берлина, а на обратном пути можно будет передать управление штурману лейтенанту Рысенко, самому же немного отдохнуть.
 
Полчаса полета в огне от Штеттина до Берлина требовали от летчиков предельного напряжения. Тут не зевай, иначе собьют. Помнил это и Плоткин. Голова кружиться перестала, хотя по-прежнему было жарко. Все внимание - на приборы. Нервы натянуты, как струны: в любой момент может встретиться немецкий истребитель, и надо маневром мгновенно уйти от его щупалец-фар.
 
- Под нами Берлин! - доложил Рысенко.
 
Кольцо огня позади, над городом зенитки не стреляли. Рыскали одни истребители-перехватчики, но во тьме им было очень трудно уловить советские бомбардировщики.
 
Напряжение спало. И странно, вновь закружилась голова, перед глазами завертелись многочисленные стрелки на приборной доске, слились деления на картушкё компаса. Не хватало воздуха, под маской пот покрыл все лицо. Ох как хотелось сбросить ее, набрать полные легкие воздуха!
 
Рысенко ввел поправку в боевой курс. Его голос показался Плоткину далеким и чужим. И все же он инстинктивно сделал доворот вправо, хотя уже и не различал деления на компасе.
 
- Цель! - громко сказал штурман.
 
«Дошли все же»,- с облегчением подумал Плоткин, начав разворот на обратный курс. Дальше он ничего не помнил, словно провалился в глубокую яму...
 
Рысенко вначале не понял, почему вдруг ДБ-3, переваливаясь с крыла на крыло, стал беспорядочно падать на затемненный город. Ясно, что машина потеряла управление. Но отчего? Зенитки не стреляли, ночных истребителей рядом нет.
 
- Командир, командир, мы же падаем! - закричал он в микрофон. Ответа не было.
 
- Командир, что с вами? Вы живы?! Команди-и-ир!
 
Ответа нет. А самолет падал, моторы работали приглушенно, на малых оборотах. Вот-вот машина могла войти в штопор, и тогда конец, ее не вывести.
 
- Командир! - еще раз крикнул Рысенко, предполагая, что Плоткин, видимо, убит. Надо брать управление на себя. Лейтенант схватился за штурвал, пытаясь вывести самолет из падения. Безуспешно. Он все быстрее и быстрее устремлялся к земле. Рысенко выбивался из сил, но самолет его не слушался. Стрелка высотомера скатилась к цифре 4500. Они уже снизились почти на два километра!..
 
Очнулся Плоткин от тупого удара в голову. Вмиг сообразил, что он после сброса бомб потерял сознание и неуправляемый самолет стал падать на землю.
 
Надо немедленно вывести машину из падения. Он сбросил кислородную маску, схватился за штурвал. Скорость! В ней спасение. Полный газ. Двигатели взревели, заработали нормально. Хорошо, что ни один из них не успел заглохнуть. Высота 3000 метров. Где-то рядом аэростаты заграждения. Не напороться бы на них.
 
Падение прекратилось, самолет вновь стал послушен рукам опытного пилота, машина перешла в горизонтальный полет. Теперь следует поскорее набрать высоту, чтобы выйти из зоны аэростатов заграждения.
 
- Штурман, курс на Кагул! - запросил Плоткин.
 
- Командир, вы живы?! - удивился обрадованный Рысенко.- А я... я подумал...
 
Весь обратный полет по маршруту болезненное состояние не покидало Плоткина. Усилием воли он держался, понимая, что от него зависят жизни членов экипажа[5]».
 
В августе - сентябре 1941 г. капитан Плоткин бомбил Берлин пять раз.
 
6.09.41 г. три уцелевших самолета авиагруппы вернулись на аэродром Беззаботное.
 
1-й минно-торпедный авиаполк включился в боевую работу по защите Ленинграда.
 
Летные экипажи наносили удары по обстреливавшим город артиллерийским батареям противника, уничтожали его живую силу и технику на линии фронта, топили боевые корабли и транспорты в Финском заливе и Балтийском море, ставили мины на морских фарватерах.
 
7.03.42 г. майор Плоткин погиб в авиакатастрофе.
 
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Хохлов: «Обстановка в 1942 году требовала от нас всячески усиливать минирование водных фарватеров, которые, использовал в своих целях враг, и ставить мины прежде всего на подходах к военно-морским базам и портам. Ибо со стороны финских шхер шла угроза кораблям и транспортам Краснознаменного Балтийского флота на всем протяжении Финского залива.
 
Постановка мин с воздуха - дело не простое и не легкое. Оно требует от летных экипажей высокой выучки, сноровки, слаженности действий. Особая роль здесь принадлежит штурманскому составу.
 
Надо, прежде всего, отвлечь внимание противника от мест падения мин на воду. Для этого несколько экипажей с больших и средних высот наносят бомбоудары по объектам и районам минирования. Эти удары являются отвлекающими. Тем временем действуют самолеты-миноносцы. Они летят на планировании, с приглушенными моторами и с малой высоты сбрасывают мины в заданных координатах.
 
Минные постановки, которые проводили мы, подразделялись на демонстративные и скрытные. Первые преследовали цель убедить противника в том, что минируется именно данный участок. А на самом деле скрытному минированию подвергался другой участок водного фарватера.
 
Демонстративные постановки мин производились, как правило, в светлое время суток, и для этого использовались старые образцы авиационных мин - якорных, парашютных. Они также создавали определенную угрозу для противника и отнимали у него немало времени и средств для разминирования, а главное, отвлекали его внимание от мест скрытного минирования. А последнее имело своей целью нарушить морские сообщения противника в шхерных районах, затруднить выход его кораблей с военно-морских баз и из портов в Финский залив. Производились такого рода минирования в основном в темное время суток, небольшими группами, а то и одиночными самолетами. Беспарашютные донные мины сбрасывались с высоты 50–150 метров, а парашютные - с 500 метров и выше.
 
Летный экипаж должен был обладать высоким мастерством самолетовождения и пилотирования. Имея координаты, куда следует поставить мину, экипаж рассчитывал, в зависимости от высоты и скорости полета, точку начала планирования. Войдя в нее, летчик приглушал работу моторов и на планировании ложился на боевой курс. В расчетном месте штурман сбрасывал мину, и тогда летчик давал полный газ моторам, быстро уводя самолет из района постановки. При этом противник не имел возможности даже приблизительно определить место падения мины...
 
Командир 3-й эскадрильи капитан Михаил Николаевич Плоткин был непревзойденным на Краснознаменном Балтийском флоте мастером по минированию рейдов немецких и финских военно-морских баз. Незаметно ночью он выводил свой ДБ-3 точно на вражеский порт, на предельно малой высоте сбрасывал на фарватеры плавающие морские мины и успевал уйти раньше, чем прожекторы начинали полосовать небо, а зенитные установки вести огонь.
 
В конце февраля 1942 года ставший уже майором Плоткин выполнял очередное задание по минированию одного из отдаленных портов Финляндии, на рейде которого скопилось много немецких военных кораблей.
 
Экипаж вылетел темной зимней ночью, осуществил постановку морских мин в акватории порта и повернул на обратный курс. Наводящие станции в тылу противника специальным шифром сообщали на командный пункт о возвращении дальнего бомбардировщика. В пять часов утра ДБ-3 пересек линию фронта. Оставалось меньше двадцати минут лета до аэродрома, как вахтенный радист командного пункта услышал в эфире взволнованный голос стрелка-радиста сержанта Кудряшова: «Прощайте, друзья-гвардейцы! Мы сделали все, что могли...»
 
Группа экипажей успешно произвела минирование вблизи военно-морской базы противника. Самолеты возвращались на аэродром. Стрелком-радистом в экипаже капитана М.А. Бабушкина был гвардии старший сержант В.А. Лучников...
 
Уже совсем немного оставалось до аэродрома, когда стрелок-радист стал вызывать аэродром. Увы, рация вышла из строя… В тесном отсеке стрелку-радисту неловко возиться с радиоаппаратурой, когда на груди парашют. И Лучников отстегнул его. Тут же он нашел неисправность в радиостанции. Устранил ее. Бросил взгляд на приборную доску. Стрелка высотомера, заметил он, колеблется у отметки 1200 метров. Часовая показывает 5 утра.
 
И в эту минуту страшной силы удар сотрясает самолет. Он рушится, разваливается на части.
 
Не успев сообразить, что же произошло, Лучников оказался в открытом воздушном пространстве. По привычке резко рванул руку к груди, чтобы ухватить вытяжное парашютное кольцо, и только тут вспомнил: на нем нет парашюта.
 
Нашли Лучникова в глубоком снегу на скосе оврага почти через сутки после катастрофы. Нашли с еле уловимыми признаками жизни. Врачи установили двойной перелом правого бедра, обморожение верхних и нижних конечностей. Руки и ноги пришлось сразу же ампутировать...
 
В воздухе столкнулись два самолета ДБ-ЗФ. При этом капитан Бабушкин успел выброситься с парашютом и остался невредимым. Штурман старший лейтенант Надхе погиб... Катастрофа… стала роковой для второго нашего экипажа. Он целиком, во главе с Героем Советского Союза М.Н. Плоткиным, погиб...
 
Эта потеря была особенно тяжелой, невосполнимой для полка. Михаил Николаевич Плоткин по праву являлся не только незаурядным летчиком и отличным командиром эскадрильи, но и на редкость чутким, душевным человеком. Его называли в полку «экстра-летчиком», с него брали пример хладнокровия и смелости. Все эти качества проявились в Михаиле Николаевиче еще в дни боевых действий против белофиннов. Тогда он за геройские подвиги был награжден орденом Ленина. А за полеты на Берлин в августе — сентябре 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза. Где только не побывал Плоткин со своим отважным экипажем! Бомбил Кенигсберг, Данциг, Штеттин, Мемель... Защищая Ленинград, обрушивал торпедно-бомбовые удары на корабли и транспорты противника в море, уничтожал фашистские артиллерийские батареи, с большим мастерством минировал вражеские водные фарватеры.
 
Вместе с Плоткиным столь же умело, мужественно и слаженно действовали лейтенант В.П. Рысенко, зарекомендовавший себя одним из лучших штурманов в полку, и стрелок-радист старшина М.М. Кудряшов - оба награжденные орденами Ленина и Красного Знамени[6]».
 
Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.
 
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени.
 
Источники:
1. Герои огненных лет. - Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1975
2. Проза.РУ

 
Примечания:
[1] Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Токарева Н.А.
[2] Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Хохлова П.И.
[3] Более подробно об этом рассказано в биографии капитана Гречишникова В.А.
[4] Более подробно об этом рассказано в биографии Героя Советского Союза Преображенского Е.Н.
[5] Виноградов Ю.А. Указ. соч. С. 219.
[6] Хохлов П.И. Указ. соч. С. 284.
 

ПЛОТКИН
Михаил Николаевич

Особое задание

Михаил Николаевич Плоткин родился в 1912 г. в деревне Ардонь Клинцовского района Орловской (ныне Брянской) области. По национальности еврей. Член КПСС с 1939 г. В 1929 г. приехал в Москву, учился в ФЗУ, окончил курсы авиационных техников и в 1931 г. ушел добровольцем в армию. В 1932 г. поступил в военное авиационное училище. С 1934 г. начал службу в авиации Балтийского флота. Участвовал в боях во время вооруженного конфликта с Финляндией. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. М. Н. Плоткин был в числе тех советских летчиков, которые в августе 1941 г. нанесли первые бомбовые удары по Берлину. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. М. Н. Плоткину присвоено звание Героя Советского Союза. 7 марта 1942 г. М. Н. Плоткин не вернулся с боевого задания.
 
В тревожные августовские дни 1941 г., когда танковые армады фашистов продвигались все дальше на восток, в нашей печати появилось короткое сообщение: советские самолеты нанесли удар по военным объектам столицы фашистской Германии. Это задание с честью выполнили летчики 1-го минно-торпедного полка Краснознаменного Балтийского флота. 13 августа 1941 г. командиру части полковнику Е. Н. Преображенскому и еще нескольким летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. В их числе был и командир эскадрильи капитан Михаил Николаевич Плоткин.
 
Имя этого отважного воздушного воина хорошо помнят ветераны части, старые рабочие бывшего завода АМО, ставшего потом крупнейшим автомобильным заводом в стране. В начале 1929 г. на это предприятие после окончания семилетки в городе Клинцы Орловской области пришел крепкий рослый паренек Миша Плоткин. Здесь учился в школе ФЗО, здесь начал свою рабочую биографию. С уважением говорили о нем бывалые мастера: хоть годами молод, а по сноровке и упорству кое-кому и постарше в пример годится. Сам Миша похвал не любил. Бывало, скажут ему: «Молодец, задание перевыполнил и ни одной бракованной детали». Смутится от таких слов, опустит свои черные, как спелые сливы, глаза, молчит, не зная, что ответить.
 
Друзья думали, что будущее Миши определилось надежно. Станет опытным токарем, а потом, может, и мастером. Но все повернулось по-другому. Через год заводская комсомольская организация направила его на вечерние курсы авиационных техников при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Новая профессия увлекла юношу. Все планы на будущее теперь крепко-накрепко связались с мечтой о небе. И он уверенно пошел навстречу этой мечте. Окончив курсы, Плоткин в конце 1931 г. добровольцем ушел в армию, а вскоре поступил в школу летчиков. По окончании ее прибыл для прохождения дальнейшей службы на Балтику. Он горячо любил небо, не меньше полюбил и море, название которого неразрывно связано с октябрем 1917 г., с легендарной «Авророй», матросами-балтийцами, штурмовавшими Зимний, с началом нового века и величайшим из его людей — В. И. Лениным.
 
Хорошо повили дела у молодого летчика-коммуниста. Старательно, вдумчиво осваивал он новую технику, учился у опытных сослуживцев. Упорный труд не остался незамеченным. Плоткин стал командиром звена, потом командиром эскадрильи. Мнение старших начальников о нем было одно: на такого можно положиться в любой обстановке.
 
Эти надежды подтвердились. Зимой 1939/40 г. в боях с белофиннами Михаил Плоткин и летчики его эскадрильи успешно выдержали суровое испытание. Не раз они прокладывали путь нашим самолетам в опасные зоны противника, наносили меткие удары по объектам его обороны. За мужество и отвагу в этих боях Плоткин был награжден орденом Ленина.
 
И вот грянули бои Великой Отечественной войны. В первых числах июля гитлеровцам удалось выйти на дальние подступы к Ленинграду. Летчикам минно-торпедного полка приходилось действовать и над морем, и над сушей. Все чаще совершала боевые вылеты и эскадрилья Михаила Плоткина. Она ставила мины и торпедировала вражеские корабли, наносила сокрушительные бомбовые удары по танковым колоннам врага под Либавой, Виндавой, Ригой, Таллином, на переправах около Луги.
 
Гитлеровцы продолжали рваться к городу на Неве. По ночам в короткие перерывы между боевыми вылетами летчики полка, находившиеся тогда на одном из аэродромов под Ленинградом, с тревогой прислушивались к глухому завыванию бомбардировщиков. Вражеские самолеты шли к городу. В его кварталах, в заводских цехах рвались бомбы, вспыхивали пожары. Острой болью отдавались эти взрывы в сердцах летчиков, загоралась в них жажда справедливого возмездия.
 
В газетах появились первые сообщения о массированных налетах фашистской авиации на столицу нашей Родины. Эти налеты имели не только военные, но и пропагандистские цели. О них фашистская пропаганда трубила на весь мир. Она хвастливо уверяла, что советская ударная авиация уничтожена и ни одна русская бомба не упадет на Берлин.
 
Но наша ударная авиация жила. Одной из ее частей был минно-торпедный полк. И хотя он еще и не выполнял задач стратегического масштаба, летчики были к ним готовы и ждали приказа. Правда, знали, что осуществить это было нелегко. На бомбардировщиках ДБ-3 и ДБ-3Ф, которые имелись тогда на вооружении полка, лететь из-под Ленинграда до Берлина и обратно невозможно: не хватит горючего.
 
В один из обычных фронтовых дней командира полка Е. Н. Преображенского и штурмана П. И. Хохлова вызвал командующий авиацией Краснознаменного Балтийского флота. Он и поставил задачу: нанести бомбовый удар по военным объектам Берлина. Расчеты показали, что такие полеты возможны с аэродромов на острове Эзель (Саарема). Он еще находился в наших руках, но, по сути дела, уже в тылу гитлеровцев, на территории оккупированной Эстонии. От острова до Берлина 1760 километров, лететь 7—8 часов. При благоприятных условиях самолеты смогут вернуться, имея лишь небольшой остаток горючего.
 
Подготовка к перелету на остров проводилась в большой тайне, о цели перебазирования знали только командир полка и штурман. Да никто и не спрашивал, куда и зачем. Есть приказ — значит, так надо. Каждый знал свое место в боевом порядке и то, что впереди пойдет командир.
 
Первого августа пятнадцать экипажей полка поднялись в воздух и взяли курс на Эзель. За флагманской машиной командира полка шли небольшими группами эскадрильи Михаила Плоткина, Василия Гречишникова, Андрея Ефремова. Это были самые лучшие летчики, имевшие подготовку для полета в ночных условиях.
 
На острове Эзель начали подготовку к боевым вылетам. Уточнялись варианты полетов, рассчитывались бомбовые загрузки, определялись запасы горючего. В ночь на 3 августа провели первую «репетицию» — вылет на бомбежку города и порта Свинемюнде. Налет прошел успешно. На следующую ночь пять самолетов отправились в разведывательный полет в район Берлина. Гитлеровцы много шумели в печати и по радио о безопасности своей столицы. Действительно, противовоздушная оборона города была довольно сильной: Берлин окружала густая сеть аэродромов ночной истребительной авиации, тысячи зенитных орудий, прожектора.
 
Но не одно это осложняло полет. Он был возможен только в темное время. Ночь могла как-то прикрыть от истребителей врага, от наземного наблюдения. А ночи на Балтике в августе короткие, меньше тех семи часов, которые обязательно требовались для полета. К тому же предстояло два часа находиться над территорией Германии, где опасность перехвата истребителями была еще большей.
 
Вместе с командиром полка и штурманом командиры эскадрилий еще и еще раз изучали маршрут полета, производили расчеты. Выход из положения оставался один — взлет надо производить засветло. Но при этом возникала другая опасность: как незаметно пройти вражескую систему обнаружения, избежать встречи с истребителями, которые базируются на аэродромах в Литве, в прибрежной полосе Эстонии и Латвии? Надежнее всего лететь на малой высоте над самым морем. Но это приведет к преждевременному большому расходу горючего. Решили так: после взлета идти низко над водой, а высоту набирать по мере отхода от берега и наступления темноты. Была разработана и тактика возвращения с боевого задания. Чтобы в светлое время скрытно миновать опасную зону с траверса Лиепая — остров Готланд (Швеция), идти до своего аэродрома на Саареме со снижением на повышенной скорости.
 
Было у летчиков и еще одно беспокойство: неустойчивая погода. Вдруг аэродром на острове закроет туманом? Идти под Ленинград? Но туда еще два часа полета, а в баках и без того останутся последние капли горючего.
 
— Эту трудность,— говорил Михаил Плоткин товарищам,— не будем принимать всерьез. Ночью взлет и посадку делали, в туман тоже не подкачаем. Ведь полет у нас не простой, а особое задание — на Берлин летим...
 
Вечер 7 августа. Скоро взлет. Экипажи построились для получения последних указаний. На правом фланге первая эскадрилья капитана Плоткина. Командир внимательно смотрит на летчиков, штурманов, стрелков-радистов. Ему понятны чувства, которые сейчас волнуют их. Они знают: задание трудное, опасное, но его надо выполнить во что бы то ни стало. Им, авиаторам-балтийцам, предстоит первыми нанести удар по логову врага, вложив в этот удар всю ненависть советских людей. Пусть знает враг, что за кровавые злодеяния его ждет суровое возмездие.
 
Экипажи заняли свои места. Тяжело нагруженные бомбардировщики выруливают на взлетно-посадочную полосу и один за другим покидают остров. Курс вдоль Балтийского моря на Штеттин. У командира эскадрильи, у всех экипажей полка одна дума: избежать прежде времени встречи с истребителями и зенитной артиллерией врага, дойти до цели.
 
Опасная прибрежная зона остается позади. Посты обнаружения фашистов не заметили наших бомбардировщиков. Над Балтикой медленно опускается ночь. Лунная, светлая. Самолеты набирают высоту. Вот уже внизу остались редкие облака, напоминающие покрытые снегом холмы. В разрывах между ними мелькает лунная дорожка на море, редкие огоньки судов. Вся эта картина, дополненная ровным гулом моторов, кажется самой мирной. Но это не так. В любую минуту можно встретиться с врагом, и над морем вспыхнет жаркий воздушный бой.
 
Впереди вспыхнули и закачались по небу столбы лучей прожекторов. Значит, близко берег. Судя по всему, прожектористы не ищут самолеты противника. Они подают какие-то сигналы. На аэродроме недалеко от Штеттина включили ночной старт — цепочка огней отчетливо обозначила взлетно-посадочную полосу. Да, это убедительнее всего говорит о настроениях гитлеровцев. Они поверили в то, что советской стратегической авиации уже не существует, и принимают наши самолеты за свои, возвращающиеся с ночной бомбардировки. Иначе чем же объяснить такую сигнализацию, предлагающую безопасную посадку.
 
Капитан Плоткин смотрит на проплывающие слева огоньки вражеского аэродрома. В душе закипает страстное желание развернуть свой корабль и обрушить на фашистов смертоносный груз. Пусть бы знали, как предлагать посадку советским летчикам, сбить с врага наглую самоуверенность. Но этого нельзя делать сейчас, когда впереди более важная цель и более важная стратегическая и политическая задача.
 
Самолеты идут над вражеской землей. Непривычно долго тянется каждая минута. На горизонте открывается панорама огней большого города. Это Берлин. Он все ближе и ближе Обстановка в воздухе пока остается спокойной. Как в мирное время, уличные фонари ярко освещают город.
 
Вот уже видны очертания улиц, серебристая лента Шпрее. Советские самолеты разворачиваются над самым городом, но зенитная оборона по-прежнему молчит. Флагманская машина командира полка ложится на боевой курс. Капитан Плоткин идет за ней. Штурман Рысенко быстро отыскивает нужный объект. Пора!
 
Освободившаяся от тяжелого груза машина слегка вздрагивает. А там внизу через несколько секунд всплеснуло темно-желтое пламя взрывов. Бомбы легли точно в цель. Командира, штурмана, весь экипаж охватило чувство огромной гордости. Ведь это они в числе первых нанесли сейчас удар по логову врага, донесли сюда огонь священной мести советских людей, их веры в победу над гитлеровскими разбойниками.
 
А в районе цели выбрасываются ввысь новые и новые взрывы, быстро разрастаются очаги огня. Город погружается в темноту. Только пламя пожаров озаряет его мрачные кварталы, да раскатистый гул взрывов сотрясает все вокруг. Плоткину и его боевым друзьям кажется в эти минуты, что Гитлер и его окружение бегут в бомбоубежище. Пусть бегут, пусть знают, что им не уйти от возмездия!
 
Самолеты разворачиваются на обратный курс. Он во много раз труднее и опаснее того, что только что завершился у заветной цели. Вокруг города встала стена зенитного огня, небо рассекли лучи сотен прожекторов, поднялись ночные истребители и с включенными фарами рыщут в поисках бомбардировщиков.
 
Применяя противозенитный маневр, Плоткин умело выходит из зоны зенитного огня. Надо быстрее уйти из этого пекла к морю. Не раз снаряды рвались настолько близко, что, казалось, вот-вот навсегда оборвут жизнь машины и ее экипажа. Но она наперекор всему продолжала свой путь. Даже в эти минуты, полные смертельной опасности, никто не поддавался чувству страха. Сознание того, что ответственное задание Родины выполнено успешно, прибавляло командиру и экипажу собранности и уверенности в действиях.
 
Наконец береговая черта позади. Самолеты снова идут над морем. Через восемь часов полета вся группа благополучно приземлилась на Саареме. Летчиков встретили как героев.
 
На другой день Берлинское радио сообщило: «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации пытались бомбить нашу столицу. Действиями истребительной авиации и огнем зенитной артиллерии основные силы авиации противника были рассеяны. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбиты». Однако сами англичане немедленно опровергли эту версию фашистской пропаганды. Они сообщили, что английская авиация вследствие крайне неблагоприятных метеорологических условий в ночь с 7 на 8 августа в воздух не поднималась.
 
На следующую ночь летчики 1-го минно-торпедного полка снова ударили по Берлину. Налет, состоявшийся через несколько дней, был еще более чувствительным. И в каждом из этих боевых вылетов участвовал командир эскадрильи капитан Михаил Плоткин. Мужественно и стойко летчики переносили и кислородное голодание на больших высотах, и длительный изнуряющий путь, и смертельную опасность, которая над вражеской территорией стерегла с земли, поджидала в воздухе. И все же каждый полет приносил гордость и удовлетворение. Не один военный объект в Берлине был выведен из строя или разрушен.
 
13 августа 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил нескольким летчикам и штурманам 1-го минно-торпедного полка, бомбившим Берлин, в том числе и майору Плоткину, звание Героя Советского Союза.
 
Дерзость наших летчиков бесила гитлеровское командование. Оно принимало все меры, чтобы обнаружить аэродром, с которого совершались налеты на Берлин. А когда это удалось, вражеская авиация ежедневно по два-три раза штурмовала авиационную базу на Саареме, стремясь во что бы то ни стало сжечь советские самолеты. И все же летчики-балтийцы до 4 сентября продолжали бомбить Берлин. Да не только его. Вместе с другими экипажами Михаил Плоткин наносил бомбовые удары по военным объектам Штеттина, Данцига, Кенигсберга.
 
Десятки боевых вылетов совершил майор М. Н. Плоткин под Ленинградом в незабываемую зиму 1941/42 г. Ему приходилось громить вражеские танковые и механизированные колонны под Тихвином и Двинском, железнодорожные эшелоны и аэродромы. О подвигах отважного летчика с гордостью говорили в полку, его имя с уважением называли воины Ленинградского и Северо-Западного фронтов. Он был удостоен третьей высокой награды — ордена Красного Знамени.
 
7 марта 1942 г. славная фронтовая дорога Героя Советского Союза Михаила Плоткина неожиданно оборвалась. Его самолет не вернулся с боевого задания. Имя отважного сокола, который в числе первых советских летчиков наносил удары по столице гитлеровской Германии, никогда не забудет советский народ.
 
И. Игошев
 
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 1. М.: Московский рабочий, 1975.
 

 


ПЛОТКИН
Михаил Николаевич

На Берлин

Утром 8 августа 1941 года немецкое радио сообщило, что минувшей ночью английская авиация совершила налет на Берлин и что при этом сбито шесть самолетов противника. В тот же самый день британское командование официально заявило: в ночь на 8 августа ни один английский самолет не появлялся над Берлином. И вообще из-за плохой погоды полеты не производились.
 
Фашистскую столицу бомбила советская авиация. Та самая, которую министр пропаганды Геббельс объявил уничтоженной. И ни один наш самолет немцы не сбили. А вот накануне девять немецких самолетов были действительно сбиты над Москвой. Тут уж все абсолютно точно.
 
В налете на Берлин было нечто большее, чем бомбардировка важного военно-промышленного объекта. Налет стал опровержением геббельсовской лжи, ответом на бомбежку Москвы.  
 

Преображенский Евгений Николаевич
 
Удары по Берлину повторялись и в следующие ночи. 13 августа 1941 года вся наша страна узнала имена балтийских летчиков, пробившихся к логову врага. Пять из них - Евгений Преображенский, Петр Хохлов, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин, Василий Гречишников - получили в этот день звание Героя Советского Союза.
 
Вначале погода благоприятствовала полету. Правда, чем дальше шли самолеты, тем гуще становилась августовская ночь. Временами путь преграждали облака. Но с Евгением Николаевичем Преображенским, который вел полк на Берлин, летел опытный штурман - Петр Ильич Хохлов. На него можно было положиться. Хотя в таком рейде и он участвовал впервые, у командира не возникало сомнений в том, что флагштурман выведет самолеты точно на цель.
 
Если есть возможность сверять курс по земным ориентирам или хотя бы по звездам, штурман может не беспокоиться. А в слепом полете помимо воли в голову начинают лезть назойливые мысли: не врет ли компас, не случилось ли чего-нибудь с указателем скорости?.. Глаза скользят по приборам, излучающим холодный и какой-то таинственный свет. Но им нужно верить. Обязательно верить, иначе станешь сомневаться в самом себе. А это уже страшно.
 

Хохлов Петр Ильич
 
Руки Хохлова до того застыли, что он с трудом держал в негнущихся пальцах карандаш. Где-то там, на земле, августовская духота, а здесь - на большой высоте - мороз.
 
Вдруг туманная пелена исчезла. Внизу появились мерцающие огоньки. Это Штеттин. Слева темноту рассек отливающий серебром луч прожектора, второй...
 
Вот уж где ни к чему чистое небо! Лучше бы пройти это место в облаках, чем лететь на виду - при звездах и при луне.
 
Но лучи прожекторов не стали шарить по небу. Помаячив вдали, они легли на землю яркой дорожкой.
 
"Аэродром, - догадался штурман. - Наверное, думают, что это их бомбардировщики возвращаются с задания".
 
— Приняли за своих, приглашают садиться, - сказал Хохлов командиру.
 
— Покорно благодарим, - ответил полковник. - Нам не сюда, нам в Берлин.
 
За Штеттином погода опять испортилась. Самолеты попали в мокрое месиво. Даже в кабинах стало сыро. Стекла покрылись густым матовым налетом.
 
Перед самым Берлином открылись звезды. Очень хорошо была видна и земля. Берлин освещен. К чему светомаскировка, когда у русских нет авиации! И лишь когда начали рваться бомбы, огни погасли. Фашистская столица погрузилась во мрак. Ее озаряли только отсветы пожаров да мечущиеся по небу щупальца прожекторов...
 
Нелегким был и обратный маршрут. Многое из того, что встретилось на пути к Берлину, пришлось снова преодолеть, возвращаясь домой. Все тяготы побороли балтийцы в этом дальнем тяжелом полете, который без малейшего преувеличения можно назвать героическим. А ведь Преображенский, Хохлов, Плоткин, Ефремов, Гречишников не раз летали на фашистскую столицу. У подвига, совершенного в ночь на 8 августа, было продолжение.
 
С каждым новым полетом на Берлин росло боевое мастерство летчиков, росла их выносливость. Да и отличились они не только в этом. Они были героями многих боев, происходивших и раньше и потом.
 
Еще в июле сорок первого самолет полковника Преображенского был сильно подбит зенитками. Вести его надо было, соблюдая множество предосторожностей. Вместо этого Преображенский вступил в бой с "мессершмиттами". Попытаться уйти от них он не рискнул. Трудно ли истребителям догнать поврежденный бомбардировщик! И вот, когда "мессершмитты" пошли в атаку, полковник развернул свою подбитую машину навстречу им. Боясь столкновения, немцы отвалили. Это повторялось несколько раз.
 
Умелый маневр летчика, огонь штурмана и стрелка сводили на нет атаку за атакой. Выигрывая время, Преображенский оттягивал бой к линии фронта, поближе к своим зениткам. В конце концов "мессершмиттам" пришлось отвязаться.
 
Когда полковник посадил машину, в ней оказалось два прямых попадания и тридцать семь осколочных!
 
В первую военную зиму на долю Преображенского и его боевого друга Хохлова выпало еще одно нелегкое испытание: пришлось вести самолет с подбитым мотором. Штурман Хохлов сбросил бомбы точно на цель. Боевое задание было выполнено. Но домой самолет не вернулся. Пришлось сесть на болото, вдали от советских войск. Четверо суток без еды, при жестоком морозе, утопая в снегу, пробивались летчики к своим. И пробились.
 

Плоткин Михаил Николаевич
 
Михаил Николаевич Плоткин во главе своей эскадрильи бомбил врагов под Новгородом и Лугой, у Пскова и Тихвина. Он первым поставил во вражеских водах мины с воздуха. В январе сорок второго года, чтобы точнее ударить по узлу обороны противника, Плоткин пошел на риск: бомбил с небольшой высоты. Внезапно появившись над целью, Плоткин так же внезапно исчез. Сотни зенитных снарядов полосовали небо впустую.
 
Андрей Яковлевич Ефремов шесть раз летал на Берлин. Однако и его боевая слава началась раньше. Уже 30 июня у переправы через Западную Двину он громил немецкую танковую колонну.
 
Ефремов не раз глядел смерти в глаза.
 
Однажды, несмотря на то, что самолет уже был подбит, Ефремов пошел в атаку. Экипаж не только сбросил бомбы на цель, но и зажег "мессершмитт", пытавшийся нанести удар по советской машине.
 
7 июля сорок первого года во главе группы самолетов капитан Ефремов пробился сквозь полосу заградительного огня зениток и атаковал морской конвой. Два транспорта были потоплены.
 
В первые месяцы войны произошел случай, который, пожалуй, наиболее полно раскрыл характер этого человека. В момент атаки железнодорожных эшелонов на станции Остров немецкая зенитка подбила машину летчика Селиверстова. Горящий самолет сел на лес.
 

Ефремов Андрей Яковлевич
 
Все это видел капитан Ефремов. Приземлившись на своем аэродроме, он попросил санитарный самолет. Торопил, боясь, что потом будет поздно: самолет Селиверстова упал на территории, захваченной врагом...
 
Рискованный полет разрешили. Ефремов сел в небольшой С-2 и взлетел. С-2 мало чем отличался от известного многим У-2. У санитарного только закрытая кабина.
 
Перелетев линию фронта, Ефремов недолго разыскивал упавший самолет. Он хорошо запомнил это место. Покружив над самыми верхушками деревьев, выбрал поляну, сел. Вскоре нашел товарищей.
 
Все четверо были живы. Правда, летчик сильно обгорел, а у стрелка-радиста оказались сломанными руки. Штурман был ранен легко, а второй стрелок невредим. Он-то и стал помощником Ефремова. Сначала уложили летчика Селиверстова. Остальные кое-как втиснулись в кабину. Ефремов сразу понял: взлететь будет непросто. Самолет перегружен, почва мягкая. Дал газ. Машина тяжело тронулась с места, пробежала до конца поляны, но так и не оторвалась. Пришлось вернуться.
 
Снова разбег - и опять неудача. Ефремов смахнул рукавом пот со лба, развернув машину, повторил разбег. Гул мотора нарастал. Летчик потянул к себе ручку управления. Сейчас земля начнет уходить из-под колес... Нет, надежда снова обманула Ефремова.
 
Двенадцать раз он пытался взлететь. И только в тринадцатый, направив колеса самолета по уже укатанному следу, оторвал машину от земли.
 
Экипаж сбитого бомбардировщика был спасен.
 

Гречишников Василий Алексеевич
 
Многое можно сказать и о Василии Алексеевиче Гречишникове. Бомбил он логово гитлеровцев девять раз. Но имя свое обессмертил другим подвигом. Это было позже. И потому речь о нем пойдет немного дальше...
 
Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970


Источник: Клинцы.RU
Размещено: 16.04.2010
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!