Главная > Журнал > Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство | К списку статей

Мой дом - моя крепость

Не боясь преувеличений, стоит сказать, что в жизни человека есть три вещи, по которым можно определить его этническую принадлежность: язык, праздничная одежда и традиционное жилье. Жилье человека постепенно видоизменялось, совершенствовалось и максимально приближалось к мифопоэтической модели мира. В глубокой древности человек чувствовал себя неотъемлемой частью природной среды, поэтому местами его поселения были естественные углубления в скалах и земле. Значительно позже появились будки, землянки и, наконец, те деревянные срубы, которые просуществовали до конца прошлого века. Сегодня нашему современнику, вооруженному сложнейшими навигационными приборами, которые в любое время суток и в любом месте земного шара помогут определить точное местоположение, трудно поверить в то, что наши далекие предки, не имея этой совершенной аппаратуры, хорошо разбирались в законах космоса и старались жить в согласии с ними.

Если вы внимательно присмотритесь к системе застройки любого населенного пункта славян, то с удивлением обнаружите, пожалуй, одно из главных правил деревенского зодчества: направление главной улицы всегда соответствовало важнейшему космическому ориентиру - Млечному пути (Молочная река, Гусиная или Журавлиная дорога), который пролегал в направлении от восхода Солнца к его заходу. Тем самым указывались точные ориентиры на восток и на запад, при этом дома, как правило, ставили перпендикулярно улице.

Наиболее распространенным является тот тип строения, при котором на улицу выходят два окна, а стена, расположенная вдоль двора, как правило, имеет либо два, либо три окна. Окна со стороны улицы были своеобразными каналами связи с Солнцем (окно, которое ближе к Красному углу) и Луной (которое ближе к "глухой", "темной" стене). Три окна со стороны двора символизировали три поколения людей, которые проживали в этом доме. Известно, что традиционная восточнославянская семья была большая (до 12-15 человек), но при этом она объединяла в себе три поколения, каждое из которых выполняло свою родовую миссию.

Внутреннее пространство жилища также делилась на три части, каждая из которых определяла не только зону нахождения хозяев, но и тех, кто приходил в гости. Роль своеобразной границы между соответствующими частями выполняли две балки, на которых держался потолок. Прототип современной прихожей - пространство от входной двери и до первой балки. Оно принадлежало тем, кто входил в дом, гостям, пришлым людям. В этой части помещения каждый из них мог снять верхнюю одежду, присесть, выпить воды. Пространство семьи - между первой и второй балкой. Оно считалось основным местом пребывания хозяев. Именно здесь стояла коляска, а также кросно, выполнялась основная работа в течение зимнего периода времени.

Вторая балка являлась материальным воплощением родовой памяти. Это была своеобразная родовая книга, в которой фиксировались (вырезались ножом или писались углем или мелом) имена всех умерших членов семьи на протяжении существования дома. За этой сакральной границей начиналось святое пространство красного угла, в котором были сконцентрированы атрибуты духовной культуры семьи. Он исполнял роль домашнего алтаря, в пространстве которого семья ежедневно совершала утреннее и вечернее богослужение.

В дохристианскую эпоху центром семейной мироздания были огонь, позже - печь. Ее хранителем всегда являлась хозяйка дома. Первоначально печь находилась в центре жилья, а со временем ее зона переместилась на запад, в противоположную сторону от красного угла, который чаще всего был ориентирован на восток.

Оксана Котович, Янка Крук.




Размещено: 16.06.2011
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!