Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Копринка — Рильские горы . Автопутешествия Дмитрия Житомирского. Часть четвертая

Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "Радио России". Его передачи вы слушаете каждый день на волнах "Радио России". Дима веселый и добрейший человек! Живет в Москве. На нашем сайте его можно встретить под ником "Дима". Родители Дмитрия родились в Клинцах и он часто здесь бывает.

Дима много путешествует со своей семьей на автомобиле и уже рассказывал о  путешествии в Дагестан на Каспий

В июне и июле Дмитрий отправился по маршруту Россия-Украина-Румыния-Болгария-Турция и обратно. Вот об этом путешествии он рассказывает на своем сайте и у нас в журнале.

Копринка — Рильские горы.
Копринка - Рильские горы

День девятый
19 июня

вдхр. Копринка — София — Рильские горы (Болгария)
Дневной пробег 320 км, общий пробег 2945 км.

Расходы:
118 лев (60 евро) — бензин
59 лев (30 евро) — ночевка в бунгало

Дорога, идущая сначала вдоль водохранилища, тянется по южным предгорьям Балкан прямо до Софии. Когда смотрел на карту, было ощущение, что это прямая трасса, идущая по равнине. Оказалось, что местность гористая, с большим количеством мостов, спусков и подъемов. Значит, скорость снова невысокая.

Дорога в Софию

Вообще, если вы едете по Румынии или Болгарии, и путь ваш лежит по двухполосным дорогам (а большинство именно такие), то закладывайте среднюю скорость 50-60 км/ч, и не ошибетесь.

На трассе увидели большой фургон с абрикосами, продавали по полтора лева за кг. Оказались очень вкусными. По дороге есть пара городков, в которые можно было заехать посмотреть, но решили уже ехать до Софии без остановок. И так один неполный день на столицу — это очень мало. Кроме того, поскольку ночевка предполагалась не в Софии, а в Рильских горах, в кемпинге, то мы решили взять там бунгало, чтобы не ставить поздно ночью палатку и не замерзнуть, потому что в горах всегда холодно.

Один из интересных городков по дороге — Калофер. Заезжать не стали, но сделали фото прямо с трассы: вот он я на фоне самой высокой вершины Балканских гор — Христо Ботев, а вот и памятник одноименному поэту-революционеру виден справа от меня. Христо Ботев родился в Калофере.

Калофер и Христо Ботев

Приехали в Софию (знаете ли вы, что болгары говорят «СОфия», с ударением на первом слоге?), и сразу на площадь Александра Невского, к знаменитому собору того же Александра Невского. Это самый узнаваемый, наверное, символ города. Построен, как можно догадаться, в честь русских воинов, и архитектор Померанцев тоже русский. Парковка у собора бесплатная, там поставили машину, и гуляли по городу дальше пешком.

Собор описывать не буду, информации по нему много. Мои собственные впечатления — большой красивый собор. Снаружи он мне нравится больше. Это фото сделано уже вечером, на прощание, перед отъездом из города.

Собор Александра Невского

С площади Александра Невского пошли по центру. Архитектура центра Софии напоминает застройку Лубянской площади в Москве — серые сталинские здания.

Центр Софии

Перед Президентством стоит караул, есть и церемония развода, но не так пафосно, конечно, как раньше перед мавзолеем Ленина.

Караул перед Президентством

К Президентству примыкает жилой дом, во дворе какой-то затрапезный магазинчик с кулинарией. Как мы шутили, сюда Пырванов в обеденный перерыв, наверное, бегает за сэндвичами. Вход во внутренний двор резиденции президента открыт. Более того, в центре двора находится раннехристианская ротонда Святого Георгия. Постройка IV века, это самая древняя церковь в Софии. Внутри можно обнаружить фрагменты пяти слоев росписи. Меньше всего осталось от самого древнего византийского и от исламского слоев — церковь была когда-то и мечетью.

Ротонда Святого Георгия

Хотели посмотреть еще одну древнюю церковь, вход в нее из подземного перехода, поскольку уровень земли был тогда несколько ниже, во-первых, а во-вторых, во время турецкого владычества был запрет строить христианские храмы, которые были бы выше головы всадника. Потому и крыша у церкви простая двускатная, без купола и креста. В общем, церковь увидели лишь снаружи с другой стороны дороги, потому что то ли сама она, то ли переход к ней ремонтируются.

Ах, да. Нас продолжают преследовать гигантские пасхальные яйца.

Яйцо

Вышли на бульвар, детям батут, а я пока огляделся по сторонам.
Кто-то читает газету.

На бульваре

Кто-то жонглирует.

Кто-то играет в шахматы.

Есть и неадекватные люди. Вот шел себе человек, и вдруг возьми, да и пни дом.

Неадекватный человек

В Болгарии скоро парламентские выборы, и на улицах очень много агитации. Официальной и вот такой.

Агитация

Еще меня впечатлила эта реклама. Сделано на века!

Чупа Чупс - самые продаваемые леденцы

Свернули с шумных проспектов на улочку поменьше. Не сразу, но нашли ресторан, где предлагали болгарские блюда. Было вкусно и не очень дорого. За едой я пытался дозвониться до кемпинга, в который предстояло ехать, чтобы предупредить о нашем визите, и о том, что приедем мы поздно. Но у меня ничего не получилось. Видимо, для звонков с моего болгарского номера надо сначала положить денег. То есть нельзя разговаривать за счет предоплаченного траффика.

С некоторым трудом выбрались на дорогу в сторону Рилы. Уже на окраине заехали в супермаркет за продуктами и на заправку. Забыл сказать, что, начиная с Румынии, бензина ниже 95-го не продают. А забегая вперед, скажу, что во всех пяти странах нашего путешествия есть заправки Лукойл.

Уже в темноте ехали к Рильским горам. В населенном пункте меня останавливает местный гаишник. Посмотрел только на права, а страховку и техпаспорт не проверял. Пообщались на смеси русского и болгарского и пошли к полицейской машине. Там сидит второй с радаром. Манера общения у него странноватая. Он все время улыбался, не то извиняясь, не то сожалея, что вот так получилось, не то как бы говоря: «Нехорошо, батенька». Если бы это был наш гаишник, я однозначно бы решил, что он хочет взятку.
В общем, показывает радар – там 79 км/ч, и все так же, словно извиняясь, говорит, что ограничение 50. Много. Штраф 100 лев. Нда, немало. Ну, пишите. Я пытаюсь спросить, что потом делать с квитанцией. А он отвечает, что штраф я должен оплатить на месте. И действительно, я читал, что болгарские полицейские имеют право требовать уплаты штрафа на месте. Я говорю, что не уверен, что у меня есть с собой такая сумма в левах, не подойдут ли евро? Нет, говорят, только левы. Я пошел проверять содержимое кошелька, 100 лев там было. Возвращаюсь. Спрашивают, куда еду, в Грецию?
- В Рилу.
- А, монастырь. (И все так же головой покачивает и улыбается.) В машине супруга, дети?
- Да.
- Да... (Головой качает и молчит. Финн, а не болгарин.) 100 лев это много. (И снова пауза.) Из России? 100 лев это много денег. И сейчас разворачивать вас, ехать в управление, чтобы заплатить штраф. Дети. Рильский монастырь. Нет, 100 лев – это большая сумма. (Это все монолог его такой неспешный. Ну вот точно так наши гаишники взятку просят. Я поэтому не выдерживаю и спрашиваю, что же мы будем делать.) Ничего... (И молчит.)
- Я могу ехать?

Я взял документы и поехал. Странно, что при таких больших штрафах болгары нарушают сплошь и рядом. Обгоны через сплошную, скорость, правила парковки, они явно на все это клали. Можно подумать, что полиции тоже на это плевать, но вот оказывается, что следят.

Едем уже по горам, снова карабкаемся куда-то вверх. Проехали городок Рилу, видели даже указатель «Къмпинг Бор», ориентируемся по навигатору. И вот навигатор посреди леса, на горной дороге, где две машины разъедутся с трудом, говорит, что мы приехали. Ну, посмеялись, но кемпинг-то найти надо. Проехали чуть вперед еще, увидели свет и ворота с надписью «Къмпинг Зодиак». Ну, нам что Бор, что Зодиак, какая разница (как потом оказалось, Бор мы проехали мимо в темноте).
Цены подходящие – нам дают два стоящих рядом трехместных домика, но платим мы просто за троих взрослых и двоих детей (15*3+7*2) 59 лев за ночь. Душ-туалет общие, но вполне аккуратные. Тут же ресторан. Но сотовой связи почти нет. И постоянный шум воды. Было темно, и мы решили , что кемпинг стоит на берегу ущелья, и куда-то туда низвергается водопад. Что ж, шум водопада спать особо не мешает. Воткнули в долгожданные розетки все, что можно воткнуть, и спать.

День десятый
20 июня

Рильские горы (Болгария)
Дневной пробег 30 км, общий пробег 2975 км.

Расходы:
59 лев (30 евро) — ночевка в бунгало

Очень интересно приезжать куда-то в темноте, никогда не знаешь, как это место выглядит при свете дня. Оказалось, что наш кемпинг стоит прямо на берегу горной речки. Никакого ущелья и водопада нет, весь шум просто от реки.

Горная река

С другой стороны была видна гора. Если не соврал официант, то высота ее 2600 м. Кемпинг, с его же слов, расположен на высоте 1300 м. Рильские горы выше Балкан.

Кемпинг Зодиак

В этот день мы планировали посетить Рильский монастырь, а еще мне хотелось увидеть семь Рильских озер, но нигде я не смог найти информацию, можно ли к ним подъехать. Тот же официант рассказал, что до этих озер 8 часов идти пешком, но есть еще красивые высокогорные Рыбные озера. Надо только проехать на машине по асфальту, потом немного по грунтовке, а потом немного пешком.

Поехали в монастырь. От кемпинга до него пара километров. Парковка у монастыря платная и, к тому же, заполненная — суббота. Но мы ехали не снизу, как большинство, а сверху. И оставили машину на дороге, чуть не доезжая до места. Не знаю, насколько это легально, но таких, как мы, было много. Дорога там узкая, но движения почти нет, и знаков тоже. Когда возвращались, увидели полицейского, прогуливающегося туда-сюда вдоль стоящих машин. Предпочли уехать, не привлекая его внимания.

Монастырь самый большой в Болгарии, очень красивый, это одно из мест, которые я тысячу раз видел на картинках и давно хотел увидеть вживую.

Рильский монастырь

Постройки разного времени. Мы забрались на средневековую башню — самую старую, и спустились в музей, расположенный в крыле, выстроенном в 1961 году. Музей небольшой и интересный.
Впечатляет резной деревянный Рафаилов крест всего 80 см высотой, над которым мастер трудился несколько лет, и закончив, ослеп. Я не могу понять, как это можно вырезать из цельного куска дерева! Фотографировать внутри нельзя.

Своего рода комикс

Выйдя из монастыря, посмотрели сувениры, поели пончиков. Ну, туристы, что с нас взять.
Стали думать, идти ли по горной тропке к пещере, где жил Иван Рильский. Решили, что не пойдем, потому что это тяжело детям, а поедем сразу к озеру. Ну-ну...

Обещанный официантом асфальт кончился довольно быстро, началась грунтовка. На обратном пути я засек — 9 км по камням, все время вверх вдоль обрыва. Машина постоянно чиркала днищем, иногда начинало казаться, что тут никто вообще не ездит, но время от времени навстречу попадались машины, с которыми надо было еще разъехаться.
Эта дорога привела нас к какой-то турбазе, а дальше началась тропа. Навигатор показывал высоту около двух километров. Как гласила надпись, эта тропа — часть какого-то европейского туристического маршрута «Пиренеи-Альпы-что-то там еще», тропа размечена желтыми полосками на камнях, деревьях и т. п., но нигде не указано, какой она длины. Если б знали, что подъем займет полтора часа, не пошли бы, наверное. Но к счастью, мы не знали.
Мальчишкам было интересно искать желтые указатели, и сначала мы пошли довольно бодро.

В начале тропы

Если вы думаете, что безумно популярные у российских дачников альпийские горки — это изобретение ландшафтных дизайнеров, то вот, посмотрите на них в оригинале.

Альпинарий

Тропинка была, в основном, каменистая. Часто пересекала горные ручейки и речушки по мостикам. Иногда приходилось переходит воду по камням, а где-то и камней не было, так что ноги у нас промокли. Потихоньку менялась растительность: высокие деревья уступили место карликовым, все больше было участков альпийских лугов без деревьев вообще.

На тропе

Впереди на вершинах виднелись снега, и сначала они казались недостижимо далекими.

Рильские горы

Между тем, погода портилась, дети начали ныть, озер не было. Мы стали сомневаться, идти ли до конца, но было обидно поворачивать обратно. Поставили себе рубеж — если вон с той горы не будет видно озера, то повернем обратно. Хотелось, кроме всего прочего, спуститься засветло, фонаря у нас с собой не было.

На подходе к «вон той горе» обнаружился снег. И подснежники. В конце июня. Никогда не думали, что дойдем до снега.

Снег!

Появившийся из-за горы пеший турист с лыжными палками дополнил сходство с горнолыжным курортом. Турист сказал, что до первого озера осталось 5 минут ходу, и резво заскакал вниз по склону. Значит, дойдем. Действительно, вскоре увидели озеро, а за ним здание турбазы. А нам уже в очередной раз начинало казаться, что тут жизни нет.

Первое Рыбное озеро

Где второе озеро, остается только догадываться, искать мы не стали. 10 минут отдыха, и обратно. Спустились несколько быстрей, накрапывал дождь, но ливня не было.

Но спускаемся мы с покоренных вершин...

Потом обратная дорога по камням, селектор АКПП на L, потом асфальт до кемпинга. Поужинали наполовину своими, наполовину ресторанными блюдами. Яша уснул прямо в ресторане, а мы дошли до кроватей (и его донесли).

Оглавление

Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
Размещено: 17.11.2009
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!