Биография епископа Клинцовского и Трубчевского Сергия


5 февраля 2014 года

Биография епископа Клинцовского и Трубчевского Сергиявами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея». Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании».

В 1965 г. по окончании восьми классов средней школы № 15 г. Омска Владимир Булатников поступил в медицинское училище, которое окончил в 1969 г. по специальности фельдшер. Девятнадцатилетний юноша делает довольно серьезный жизненный выбор. Местом дальнейшего пребывания он видит не мирскую жизнь, пускай даже благочестивую и покойную, а аскетический путь удаления от соблазнов окружающей среды. Именно на годы его взросления пришлась новая волна гонений на церковь, во второй половине 60-ых под клубы и спортзалы забрали сотни церквей по всей стране, а не один наш Петро-Павловский храм. В 1970 году он поступил послушником в Псково-Печерский Успенский монастырь, являвшийся одним из уцелевших оазисов или островков незамутненной духовности.

Продолжая цитировать ставленническое слово епископа, приведем еще один его фрагмент: «Подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути. Господь судил мне в моей жизни видеть и Церковь гонимую и молчащую, и Церковь, обретшую свободу и в силе благовествующую слово Божие».

Сегодня почти о каждом из этих подвижников или столпов веры написаны воспоминания. Живой опыт общения с носителями идеи старчества описан в распространившихся многомиллионным тиражом «Несвятые святятые» архимандрита Тихона Шевкунова, с которым наверняка также встречался Клинцовский епископ.

В 1974 году Владимир Булатников был зачислен в клир Смоленской епархии, и назначен псаломщиком Вознесенского храма города Гагарина Смоленской области. Это была лишь, так сказать «стартовая площадка», и уже 14 апреля этого же года он рукоположен в сан диакона, в через неделю 21 апреля - в сан иерея епископом Смоленским и Вяземским Феодосием в Успенском кафедральном соборе. Условием принятия священного сана неженатым человеком в Православной церкви является обет целибата, т. е. полного безбрачия, сравнимый с монашеским постригом. Двадцатичетырехлетний священник назначается настоятелем далекой деревенской Введенской церкви села Докудово Починковского района Смоленской области.

70-ые годы врядли можно назвать временем церковного благоденствия. Под пристальным надзором КГБ и местных уполномоченных по религиям церковной жизни на местах развернуться было невозможно. Настоятель храма в этих условиях не был хозяином не самому себе, ни приходу. Хозяйственной деятельностью руководили утвержденные в КГБ председатели церковных советов. Село с «говорящим» названием Докудово было не единственным местом, где епископ Сергий служил на Смоленщине, кратковременным было его пребывание в селах Дуброво и Липецы.

Трудно сегодня описать, как нелегко было поступить и как непросто получать духовное образование в брежневские годы. С 1974 года молодой священник пять лет обучался в Московской духовной семинарии. «Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинградской духовной академии, - говорил Преосвященный Сергий, - По окончании Ленинградской духовной академии, Господь меня призвал к служению в родной город Санкт-Петербург. Это было время возрождения, когда Церковь восставала из руин. Во Всехсвятской церкви города Приозерска, а затем Свято-Троицком Зеленецком монастыре сподобил и меня Господь потрудиться на восстановлении церковных святынь».

До эпохи Перестройки было еще далеко и в 1978 году тогдашний иерей перешел в клир Курской епархии. Архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом он был назначен настоятелем Тихвинской церкви также сельской церкви в селе Кулевка Горшеченского района Курской области. Если кто-то скажет, что наш епископ не видел и не знает людей, то он грубо согрешит против истины. Наверное, трудно найти человека, кто так долго стоял лицом к лицу со страждущим российским народом как епископ Сергий.

13 ноября 1979 года произошло событие, ставшее продолжением жизненного выбора и довершением прежних обетов. Иерей Владимир стал монахом, он был пострижен в мантию с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского.

После Курска пути Господни иеромонаха Сергия лежали в Орел. В 1983 году он принят в клир Орловской епархии, и архиепископом Орловским и Брянским Глебом (Смирновым) назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви города Севска.

Получение образования продолжается спустя шесть лет. В 1985 году епископ Сергий поступил в Московскую духовную академию на заочный сектор, а в 1988-ом перевелся в Ленинградскую духовную академию на очную форму обучения, которую окончил в 1989 г. Дипломная работа, написанная им, имела тему «Храмы ладожской земли». По окончании ЛДА 9 февраля 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием он был назначен настоятелем Всехсвятской церкви города Приозерска, позже ставшего подворьем знаменитого Валаамского монастыря. 11 апреля 1992 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), имя которого также всегда называется в ряду светочей веры, бывшего также замечательным духовным писателем, будущий епископ назначен настоятелем во вновь открывшийся Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь.

С 1994 года начинается пребывание владыки на Брянщине. 6 января 1995 года он назначается настоятелем во вновь открывшуюся Казанскую Богородицкую Площанскую пустынь. Приведем снова слова самого епископа: «Возрождение поруганных храмов душ человеческих виделось мне более насущной задачей. По приглашению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека я прибыл во вновь образованную Брянскую епархию для устроения монашеской жизни. В течение почти 20 лет, неся послушание на Брянской земле в должности настоятеля Казанской Площанской пустыни и духовника монашествующих Брянской епархии, я видел, как возрастает и крепнет живая церковь человеческих душ. Мне приходилось по послушанию ездить на вновь открываемые приходы, готовить ставленников для священнослужения и принимать в монастырь для исправления оступившихся священников, совершать постриги в мужских и женских монастырях».

Одним из прогрессивных начинаний стал в 1996 году образованный при монастыре филиал реабилитационного центра им. А.С. Хомякова по работе с наркозависимой молодежью. В течении более чем десяти лет Площанская пустынь несла тяжелое послушание такой нужной для общества работы. За активную церковную и общественную деятельность епископ Сергий представлен к различным церковным, государственным и общественным наградам. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года избран епископом Клинцовским и Трубчевским.

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: letmix
Осенний портрет
все фотографии »