Дела первого депутата


5 октября 2014 года

Дела первого депутатаВ 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения местного общественного деятеля и почетного гражданина города Клинцы Ксении Захаровны Шуршиной, а также 70 лет со времени завершения организованного ей сбора средств на строительство звена военных самолетов «Клинцовский текстильщик».

На VIII Всесоюзном съезде советов в декабре 1936 года Клинцы представляла ткачиха Ц. Трегубова. 5 декабря была принята так называемая Сталинская конституция. На 12 декабря следующего, приобретшего в истории России однозначно кровавый цвет 1937-го года были назначены первые выборы в Верховный совет СССР. Сталин был точно уверен в сугубой декларативности ленинских слов о том, что «кухарка может управлять государством». По всей России и не только в Клинцах практиковалась идиллия из фильма «Свинарка и пастух». Первым кандидатом (а это тогда в безальтернативной системе значило, что и депутатом) была выдвинута совсем молодая ткачиха Суконной фабрики имени Ногина Ксения Шуршина. Почему-то принято было считать, что тот, кто хорошо работает, тот и способен решать высокие государственные дела (интересно, был ли в истории тоталитарной эпохи Культа личности хоть один случай, когда бы «рабочие и колхозники» не голосовали единогласно).

Богатая текстильными традициями промышленность Клинцов в дореволюционный период знала только ткачей-мужчин, но не ткачих-женщин. Ручной труд считался тяжелым и являлся прерогативой мужского пола. Да и после революции на этих производствах фабрик доминировали мужчины. 16-летней девушкой (не скажем, что хрупкой – на фото послевоенных лет К. Шуршина имеет средней крепости телосложение, но уж точно не силачкой и богатырем) она пришла на фабрику, где работала ее мать. «Когда она стала обслуживать два станка, - пишет М. Черный в книге «Клинцы и клинчане», - то на нее стали косо посматривать. Кое-кто из ткачей откровенно посмеивался: посмотрим, мол, что из этого получится. У нее, конечно же, получилось».

Что такое было стахановское движение? Не думается, что довоенные люди были такими уж двужильными и сильно физически отличались от нынешних (за хорошую зарплату современные строители готовы класть кирпичи или штукатурить хоть круглые сутки). Скорее всего, молодой человек, ощущающий в себе силы и не видящий иного пути «выбиться в люди» или, иначе, выдвинуться в социальной леснице, напрягая все силы, окунается с головой в окружающую его производственную среду. Быт далек от идеала, смерть ходит рядом, выделиться (юноше стать заметным для девушек, и наоборот) можно только у станка. Очень скоро молодая ткачиха стала настоящим героем Второй пятилетки.

Приведем статистические данные из М. Черного: «В 1937 году (после Первой и Второй пятилеток – авт.) промышленные предприятия Клинцов выдали Родине более пяти миллионов метров высококачественных шерстяных тканей, более чем на семь миллионов рублей одежды, около восьми тысяч тон веревки, шпагата, холста, девять с половиной миллионов штук кирпича, 4000 весов, десятки тысяч пар обуви, около 60 миллионов квадратных дециметров кожи и много других товаров».

Для Ксении фабричная среда стала родным домом. Ей нравилось работать, нравилось участвовать во всех инициативах, а так же самой, как бы сейчас сказали, продвигать те или иные проекты. Общественная нагрузка не мешала вдохновенному труду – она была профсоюзным организатором или профоргом, культоргом и всегда первой в самодеятельности. Выходной – одно воскресенье, и то – либо спортивные соревнования, либо поездка с агитбригадой в деревню. Войну встретила К. З. Шуршина в звании депутата Верховного совета.

По освобождении города от фашистских захватчиков не кто иной, как тридцатилетняя Ксения Шуршина стала председателем местного исполнительного комитета. Фабрики практически все разрушены, налаживать промышленность надо обязательно. Но еще важнее большая победа. Как дальновидный политик и недюжинный деятель она стоит у истока такого начинания как сбор средств на звено боевых самолетов «Клинцовский текстильщик». Кажется, какие деньги могут быть у людей, еще вчера довольствовавшихся скудным немецким пайком (перед уходом вообще был отменен). Ничего не работает, урожай если и был, то скудный.

В «Клинцы и клинчане» пишется: «В марте 1944 года рабочие фабрики имени Ленина обратились ко всем трудящимся с призывом построить на свои средства звено самолетов. Люди отдавали все свои сбережения. По пять тысяч рублей наличными внесли в первый же день работник Клинцовского промтреста Мущинин и начальник строительного отряда фабрики имени Ленина Лисицын».

Летом, 70 лет назад приходит государственная телеграмма: «Город Клинцы Орловской области. Председателю исполкома горсовета тов. Шуршиной. Секретарю горкома ВКП(б) тов. Сафронову. Передайте трудящимся города Клинцы, собравшим 1 250 000 рублей наличными и 265 000 рублей облигациями госзаймов на постройку звена боевых самолетов «Клинцовский текстильщик», мой братский привет и благодарность Красной армии. И. Сталин».

Вместе с горожанами сбор средств начали и местные сельчане. Трудящиеся района стали собирать на танковую колону «Клинцовский колхозник». Инициатором были работники Гулевского спиртзавода и сельхозартели «Победитель». Деревня была значительней бедней города, и совокупно было собрано 120 800 рублей. Колхозников также благодарил генералиссимус Сталин.

Когда наступили мирные годы, административные способности К. Шуршиной нашли применения в городской промышленности. Долгое время она занимала пост директора фабрики, активно принимала участие в общественной жизни. Многие клинчане прежних поколений называют ее настоящим учителем жизни. В 1978 году за заслуги перед малой родиной Ксения Захаровна Шуршина получила звание «Почетный гражданина города Клинцы».

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: А.М.
Вечно живой.
все фотографии »