Якубовское знамение


21 апреля 2009 года

Якубовское знамениеНа исторической страничке представлена новая работа почетного гражданина города Клинцы, действительного члена РГО РАН Бориса Михайловича Петрова. Борис Михайлович рассказыает о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровская (она же Феодоровская-Костромская), одна из величайших святынь русского народа и русского государства.

ЯКУБОВСКОЕ ЗНАМЕНИЕ
На интронизацию новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храм Христа Спасителя впервые была принесена чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (она же Феодоровская-Костромская), одна из величайших святынь русского народа и русского государства. По своей композиции эта икона близка к другой великой национальной святыне - Владимирской иконе Б.М. и отличается от неё тем, что левая ножка Божественного Младенца непокрыта. По преданию, Феодоровская икона написана евангелистом Лукою и была таинственно принесена на Русь святым воином Феодором Стратилатом. Первые сведения о ней относятся к началу XIII века.


Феодоровская икона, по преданию, обретена в ветхой деревянной часовне близ города Городца на Волге святым благоверным великим князем Владимирским Юрием, сыном знаменитого Всеволода Большое Гнездо. Сразу же икона прославилась чудесами и исцелениями. После гибели князя Юрия от татар великим князем стал его брат Ярослав, отец святого Александра Невского. В святом крещении он получил имя Феодор в память св. Феодора Стратилата. Ярославу-Фёдору удалось восстановить многое из порушенного Батыем. В Костроме он выстроил храм во имя Феодора Стратилата, а в Городце на Волге на месте обретения чудотворной иконы устроил монастырь, также названный Федоровским. Чудотворной иконой он благословил сына Александра на брак с полоцкой княжной Брячиславой. (В этом браке родился св. благоверный князь Даниил, первый князь Московский, отец нашего великого государственника Ивана Калиты).

При стремительном приближении одного из татарских отрядов насельники неукреплённого тогда Фёдоровского монастыря бежали в леса, не сумев унести икону. Монастырь и город были разграблены и сожжены, икона исчезла. Через два года 16 августа она явилась в лесу на дереве костромскому князю Василию "Квашне", младшему сыну Ярослава (т. е. брату Александра Невского), поехавшему на охоту. Василий Фёдорович-Ярославич поставил найденную икону в костромском храме Феодора Стратилата. В это время икона явила многие чудеса, поражая и отвращая врагов города, исцеляя немощных. Позже храм, в котором стояла икона, загорелся так сильно, что к нему нельзя было подойти. Костро-мичи взмолились о спасении иконы, и вскоре увидели, как она взмыла из пламени в небо, а затем неповреждённая опустилась на площадь. Икона была поставлена в возрождённом Феодоровском храме Костромы, от чего она получила своё второе название "Костромская".

Василию Ярославичу также довелось быть великим князем. В 1272 г. он брал Феодоровскую икону на битву с татарами и разгромил их войско. Князь Василий много и успешно занимался делами Русской церкви. Он организовал первый после Батыева погрома церковный Собор, способствовал "книжному строению", прерванному невзгодами, при-нятию новой редакции Кормчей книги.

В 1613 г. депутация Земского Собора, избравшего на царство юного Михаила Феодоровича Романова, приехала в Кострому упрашивать его принять царский венец. 14 марта архиепископ и старица Марфа Иоанновна благословили его на царство Феодоровской иконой. В 1636 г. повелением царя Михаила Фёдоровича икона была отреставрирована. За счёт царя для неё был сделан богатый оклад. Ежегодно Михаил Романов жертвовал на икону большие суммы денег. В XVII в. Феодоровскую икону Б.М. уже широко почитали по всей Великороссии. Появились многочисленные её списки. Им посвящали храмы или приделы, которые расписывали сценами из истории этой иконы. Со второй половины XVII в. появились списки Феодоровской иконы с клеймами, в которых также рассказывалось о богатой событиями истории чудотворного образа. В 1670 г. по заказу костромского Ипатьевского монастыря было написано "Слово о чудесах Феодоровской иконы Б.М." Феодоровская икона особо почиталась царствующей фамилией Романовых. Многие инославные невесты русских цесаревичей, переходя в православие, получали отчество "Феодоровна". Икона празднуется 14 марта и 16 августа.


В 1919 г. Феодоровскую икону привезли в Москву. На оборотной стороне иконы обнаружено более позднее изображение Параскевы Пятницы. При реставрации были сняты многочисленные красочные слои реставраций и поновлений. Наиболее древний слой очень красив, но сохранился недостаточно полно. Богоматерь одета в тёмно-коричневый мафорий с золотой каймой, рубинами и жемчужными запонами; фон серебряный. Во время интронизации шестнадцатого Патриарха изображение было частично скрыто окладом.

Как видно из истории, вокруг чудотворного образа Феодоровской иконы Б.М. сияет целый сонм святых благоверных князей Северо-Восточной Руси, устроителей государственности и радетелей нашей православной Церкви. В их числе и Александр Невский, недавно признанный самой выдающейся личностью русского народа ("Имя России"). Высоко почиталась Феодоровская икона и в простом народе. В Малороссии, куда временно относилось наше Стародубье, были распространены списки с иных богородичных икон. Феодоровская икона встречалась у клинцовских старообрядцев. Вероятно, это связано с тем, что Даниловская волость, из которой вышел Василий Клинцов и ряд других первопоселенцев слободы Клинцы, ныне входящая в состав Ярославской области, в старину относилась к Костромскому уезду, и святыня Костромы была им хорошо известна. С одним из списков Феодоровской иконы, хранившимся в д. Якубовка Клинцовского уезда, связано чудесное знамение.



II
Деревня Якубовка входит сейчас в Мартьяновский сельский округ. Она расположена на Стародубском тракте там, где он огибает с юга Окопское торфоболото. Рядом с Якубовкой находится один из массивов садовых участков клинчан. Как и у большинства клинцовских деревень, у Якубовки имеется второе название - Залепеевка. Рядом с Залепеевкой находится интернат для детей с отклонениями в развитии. Якубовка состоит из двух близко расположенных поселений - деревни Залепеевка и хутора Дышёвка. Якубовка существовала уже в 1767 году, когда она состояла из шести крестьянских изб и принадлежала графу Моисею Владиславичу (по происхождению боснийский серб). В этом же году он продал её за 800 руб. сотнику Якимовичу. В отличие от зависимых залепеевских крестьян, хутор Дышёвка, видимо, был поселен лично свободными казаками. В 1858 г. в Якубовке было 19, в 1897 г. 23 двора (141 чел.). В это время она входила в состав Великотопальской волости Новозыбковского уезда и была приходом Рождества-Богородичного храма (известен с 1609 г.) старинного села Душкино. Из Якубовки вышел герой гражданской войны Дотоль, командир одного из полков дивизии Щорса, позже - комбриг, репрессированный в 1937 г. как член группы маршала Блюхера.


Рядом с Якубовкой, на месте нынешнего интерната, до революции находилась усадьба землемера М.С.Пушкаренко-Овсеенко - хутор Семёновка. Дворяне Пушкаренко-Овсеенко происходят из небогатой казацкой старшины Стародубского полка, а по женской линии ведут свою родословную от соратника Богдана Хмельницкого полковника М.Пушкаря. Второю женою землемера была внучка Фёдора Фомича Овсеенко Елизавета (из другой ветви того же рода). Её отец Митрофан Фёдорович имел чин коллежского асес-сора (штатский майор), где-то служил, поездил по стране. Предположительно, именно он привёз в родовое гнездо (хутор Овсеенков) список иконы Б.М. Феодоровской, покровительницы своего отца, а Елизавета Митрофановна, выходя замуж, увезла образ с собою из Овсеенкова в Семёновку. Владелец усадьбы умер в 1913 г., а в революцию она была на-ционализирована, вдова устроилась в Клинцах. В те годы при разорении таких мелкопо-местных гнёзд их хозяева, а также священники обычно раздавали свои крупные, богатые домовые иконы друзьям из крестьян ближайших сёл.

С 1919 г. Советская власть вела бешеное наступление на Русскую Православную церковь. В 1921-1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья церковь была ограблена. Лишь небольшая часть конфиската была использована для закупки продовольствия, а остальное ушло на подготовку денежной реформы 1923 года. При этом были изъяты и безжалостно уничтожены многие церковные древности и святыни. Изымались и оклады икон, принадлежавших семьям священников. Велась и оголтелая, большей частью топорная, поистине мракобесная антицерковная пропаганда. Кампания по планомерному ослаб-лению влияния церкви в полном объёме захватила Клинцы и Клинцовский уезд. Вот несколько примеров.

...

Читать полностью здесь http://www.klintsy.ru/history/index.php?page=20&#soob
Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: 13)
Домик на перекрестке пер
все фотографии »