Коллекция винных этикеток


24 марта 2015 года

Коллекция винных этикетокВ коллекции клинчанина Николая Семеновича Алексеева - 10 тысяч водочных и винных этикеток разных лет.

Николаю Семеновичу – 80 лет и увлекся коллекционированием он еще в 50-х годах, т.е. его стаж собирателя около 60 лет. Соответственно отражает эти годы и имеющаяся у него коллекция.

- Мне показалось это интересным, – говорит Николай Семенович, доставая одну за другой пачки раритетных этикеток. – Когда бывал в командировках, в обеденный перерыв всегда ходили в рестораны. Я сразу мочил салфетку водой и обматывал ей принесенную официантом бутылку. Пока поговорим, пообедаем, этикетка и отклеится.

Алексеев показывает этикетки «Мятной», «Тминной», «Юбилейной», «Перцовки», «Осенней»:

- Два рубля без стоимости посуды. Вот времена были. А как вам такое «Вино столовое. Крепость 40 градусов. 22 копейки, тара 8 копеек»? – Именно так значится цена на самой старой в коллекции дореволюционной этикетке знаменитой «Смирновки».

- Тогда говорили: «Магарыч – главная движущая сила строительства коммунизма», - ветеран показывает вполне реальную этикетку медового вина «Спотыкач», - Название пошло оттого, что после застолья с этим напитком ноги отказывались слушаться.

Вызывают улыбку названия «Ванюша», «Катюша», «Андрюша»:

- Эту водку выпускали в ГДР специально для Советской армии.

Читаем дальше - «Спутник», «Ерофеич», «Лимонная», «Охотничья». В серванте стоит непочатой так называемая «андроповская» по 4 рубля 70 копеек с зеленой этикеткой как на карикатуре «Крокодила».

Видим этикетку с изображением вождя всех времен и народов Иосифа Сталина. Подобающее картинке и название: «Ни шагу назад!»

- Не раритет. Такую водку выпустили года четыре назад на Кубани.

Есть в коллекции Алексеева этикетки 40-градусной, выпущенной специально к различным датам. Например, некогда находящийся «на коне» Александр Руцкой к своему юбилею заказал «Генерал-губернаторскую». На стандартной этикетке появилась новая надпись: «Жила бы страна родная. 50 лет». Именно столько исполнилось тогдашнему руководителю Курской области. Есть этикетки с надписью «Рязяньэнерго 40 лет» или «Кундуковка». Естественно, все это выпускалось не для широкого пользования, а для местного корпоративного употребления.

- Сейчас у каждого – принтер, - шутит пожилой клинчанин. – Можно что-угодно напечатать.

- Много напитков пришлось откушать, наверное?

– Сейчас не пью, – говорит Николай Семенович. – Раньше, конечно, приходилось пробовать много водки. Так что по этикеткам могу рассказать о достоинствах и недостатках большинства сортов. А вообще, любая водка – противная.

Водка появилась на Руси в конце XV века как лекарство от головной боли, была завезена из Западной Европы. Но в системе химических соединений этиловый спирт – не что иное как яд, на чем ныне и настаивает наш герой.

– Был такой случай в начале 90-ых, – говорит Борисов. – Знакомые помогали мне строить сарай. Как водится, в обед сели перекусить и немного выпить. Мужики стали жаловаться – водка безобразная, горло дерет. Как такое можно пить? Я пообещал принести экспортную, сам же направился в ближайший магазин, попросил прозрачную бутылку «беленькой». Дома быстро отпарил этикетку и заменил на фирменную - красивую, с золотистым товарным знаком. Приделал ее резиновым клеем. Принес мужикам, разлили и начали «дегустацию». Слышу: «Ну, совсем другое дело! Какой вкус мягкий! А аромат!» Не удержался, рассказал, что это за водка. Не поверили! Пришлось показать старую этикетку, отклеить новую, чтобы понюхали клей. До сих пор не могу без смеха вспоминать выражение их лиц.

- А как же Менделеев и миф о русской водке?

- Кабаки по Руси держали так называемые «целовальники» - каждый из них, что хотел, то и воротил. Кто-то сам настойки вкусные делал, а кто – самый паршивый товар, как бы сейчас сказали, «бодяжил». До 1917 года появились этикетки фабрик Смирнова и Шуствова, на этикетках 40-градусных водочных изделий указывали - хлебное вино, столовое вино, водка пшеничная. Указывалась емкость посуды в долях ведра, например, 1/100 ведра. После 1923 года, когда отменили сухой закон, водку запрещалось рекламировать и печатать для них многоцветные этикетки. Слово «водка» снова было заменено на «хлебное вино».

Николай Семенович достает папку надписью: СССР, Венгрия, Болгария, ЧССР, Куба и т. д. Вино – 198 шт., ром – 7 шт., бренди – 6 шт., ликеры – 12 шт., виски – 2 шт., коньяк - 35 шт., шампанское – 10 шт., водка – 56 шт., бальзам – 10 шт., пиво – 60 шт., оранж – 1 шт.

Свою коллекцию Николай Васильевич хранит в картонных канцелярских папках, коробках из-под конфет и пакетах от фотографий. Говорит, что хочет передать свое собрание какому-нибудь настоящему ценителю старинных этикеток.

– Как же пополняете свою коллекцию? Ведь дорого покупать водку, тем более что сами не пьете?

– Пункты приема стеклотары почти все закрылись. Еще год назад периодически заходил туда, интересовался. Меня знали, откладывали.

- Имеет ли этот вид собирательства научное название? – спрашиваем мы.

- А как же? Вы сомневаетесь, что это серьезно? Термин произведен от трех слов - vino - вино, grapho – писать и folio – лист. Винографолия. Но этот термин появился не так давно.

Предмет винографолии - этикетки напитков, а именно - художественно оформленные бумажные наклейки определенного формата с данными о продукции - товарный знак, наименование, тип напитка, название производителя, кондиции содержания спирта и сахара, полученные награды.

- Винные этикетки появились достаточно поздно, скорее всего, в XVII - XVIII веках, до этого роль их выполняли, по-видимому, клейма со знаком или инициалами винодела на бочках, кувшинах, бутылках, - Николай Семенович демонстрирует знание истории.

- В вашей коллекции в основном советские этикетки?

- Можно составлять даже каталог. Думаю, что некоторые пищекомбинаты и ликеро-водочные заводы представлены полным ассортиментом продукции. Например, Клинцовский райпищекомбинат, - он показывает этикетки от тогда называемой «червивки». – «Дивный сад», «Яблочный аромат». Представьте себе, в 60-ые даже кальвадос выпускался, ведь он не что иное, как яблочная водка.

Перебираем этикетки. Настойка «Ужоувея», Вильнюс, 45 об. Саранский ЗПТ «Ореховая горька настойка», сахар 1 %. Тернопольская обл. «Полуничная» 28 %. «Стрэлучитор», крепкий национальный напиток, кр. – 38%. напиток «Гуцульский» приготовлен из яблочных спиртов. «Водар лесу», 40%. «Трифешты» де десерт. «Лучафер», выработанное по оригинальной технологии. «Абрикотин». «Трандафирул молдовей». «Умарина» настойка полусладкая…

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: 13)
Улица Парижской Коммуны
все фотографии »