Решение о возведении кафедрального собора Клинцовской православной епархии на возвышенности близ автостанции продолжает вызывать неоднозначную реакцию.
Погожим весенним утром по широкой лестнице мы поднимаемся по направлению к телевышке, слева по аллейке располагается площадка с памятниками. Возведенный в начале 80-ых забор большим числом своих пролетов полностью обрушен. Возле входа к мемориалу больше десятка плотно набитых прошлогодней листвой полиэтиленовых мешков. Заметно, что убирали здесь не так давно. Кто бы это не сделал – энтузиасты или коммунальщики, плачевное состояние памятника этим стало лишь еще более подчеркнуто.
Всего памятников на Почетухе четыре. Плоский постамент монумента Неизвестному солдату и четыре персональных надгробия, слева – сравнительно недавно переустановленная гранитная стела – Мухин Павел Захарович, 1902 – 1926, секретарь первой комсомольской ячейки фабрики им. Октябрьской революции. В двух метрах – сложенное из кирпича и оштукатуренное под рваный камень, как это делали в 70-ых годах, захоронение – Парусову Виктору Логиновичу, товарищу нашему, безвременно погибшему в годы коллективизации от рук врагов советской власти, 1904 г. – февраль 1934 г. На правой стороне площадки – надгробие 80-ых годов. Читаем: Иваньков Михаил Андреевич, 1895 – 1931 г. Председатель колхоза, погиб в период коллективизации. Всех троих нельзя назвать иначе как советскими мучениками.
Трудно представить было им, полегшим за светлые идеи социальной справедливости, что столь ненавистная власть «попов, жандармов и банкиров» вернется. Вернется, да еще и задумает здесь построить огромный «похожий на храм Христа Спасителя» (над «самоварной» архитектурой его смеялись еще современники постройки) собор.
Вспоминается печальный анекдот: «Встречаются на том свете убитые - красный и белый солдаты. Красный спрашивает белого: «За что ты убит?» Белый отвечает: «Не хотел, чтобы были бедные. А ты за что?» Красный: «Не хотел, чтобы были богатые». Русская народная пословица: «Сытый голодного не разумеет» - в принципе тоже об этом.
Памятник 706-му продотряду «ничтоже сумнящеся» стал памятником абстрактным Героям отечества. Очень трудно объяснить сегодняшнему школьнику, почему так ценны эти далекие от гламура памятники близ старой телевышки. Коллективизация – очень драматичный период, ждущий своего пытливого исследователя (ни в одной из книг по краеведению мы не нашли биографий этих определенно трагически почивших клинчан). Миллионы безымянных раскулаченных пали в ГУЛАГе. Жертвы с другой стороны – в ветхом оазисе На Почетухе. Если их могилы вписать в будущий храмовый комплекс – то это можно было бы расценить как акт парадоксального, но очень характерного для современной России исторического примирения. Однако, гражданская война в отдельно взятых Клинцах продолжается. Как заявляла замглавы Л. Лубская, защищая перенос могил, она принимала меры и письменно обращалась к родственникам захороненных коммунаров.
Картинки потенциального Богоявленского храма (как это было при задумке построить его, передвинув памятник Первопоселенцам) нигде нельзя увидеть. Официальный сайт городской администрации даже не удосужился пополниться информацией в виде итогового документа публичных слушаний о переставшей быть лесопарковой земле. Никому не хочется помирить комсомольцев (лежащих в земле и наследников идей социальной справедливости) и богомольцев (восставшей из пепла после десятилетий гонений, но не ставшей менее «хватливой» церкви). «Все люди – братья. Люблю с них брать я» - говорил жадный поп с карикатуры первый советских лет.
Не на пользу паблисити вокруг строительство будущего храма такое небрежение. Не раз приходилось слышать такие слова: «К обману со стороны церковников нам не привыкать. Взяли землю для строительства воскресной школы, а сами построили «доходный дом» - как настоящие ростовщики попы сдают в аренду помещения под дешевые тряпки, а что еще ужасней – под виноводочный магазин. А ведь это противоречит такому документу как «Основы социальной концепции Русской православной церкви». Церковь сегодня с кем угодно, только не с «труждающимися и обремененными». И на Почетухе построят крохотную часовеньку, а остальное – под магазины. «Магнит» с «Пятерочкой» уже есть, не хватает «Дикси», наверное».
Вот как освещает проект сайт «Православные Клинцы», приведем статью в сокращении: «24 февраля протоиерей Василий Воликов, выступив перед собравшимися, рассказал об объективной необходимости возведения собора в городе Клинцы, с образованием Клинцовской епархии становящемся духовным центром всего Юго-Запада Брянской области. Также он объяснил окончательный выбор места расположения участка для строительства собора: он находится на въезде в Клинцы, в небольшом отдалении от центра города, в живописном месте, и его территория позволяет возвести здание храма в соответствии с планируемыми размерами. Административные помещения будут располагаться в цокольном этаже, а на территории храма планируется оборудовать парковую зону отдыха и детскую площадку.
Участники слушаний единогласно поддержали идею строительства кафедрального собора в предложенном месте и проголосовали за изменение вида разрешенного использования земельного участка на предназначенное для объектов религиозного назначения».
Жители соседнего с доходным домом дома по пр. Ленина активно ходили на публичные слушания, голосовали против произвола. Мы радовались за такое народовластие, но из этого не получилось ничего. На ул. Парковой протестовать некому.
Стоит ли ждать от представителей единственного выжившего в советские годы дореволюционного сословия духовенства совестливости и следования заповеди нестяжания? Г. Калашников
Авторизоваться для голосования и добавления комментариев