Урок перспективы


2 июля 2010 года

Урок перспективыХудожник Алексей Филиппович Сивограк относится к породе людей, всем своим естеством принадлежащим традициям великой Русской культуры. Его живописные работы находятся в более чем 20 зарубежных странах. Участвовал он во многих выставках, в том числе имел несколько персональных. В один из мартовских дней он пришел в школу, чтобы по просьбе ребят провести небольшой мастер-класс.

Во 2 «В» классе Гимназии № 1 учится внучка Алексея Филипповича, дочка его младшего сына Романа, Алина. Классный руководитель Марина Станиславовна Котова и ребята-гимназисты, давно мечтали о знакомстве с мастером, но встреча смогла состояться только сейчас.

Алексей Филиппович привык жить в своих родных Рожнах, в прямом контакте с любимой им, воспетой Левитаном, Серовым, Нестеровым, неброской русской природой. Большую часть своей трудовой жизни он отработал художником-оформителем предприятия ВОГ. В 80-ые годы его большая светлая мастерская была настоящим очагом культурной жизни города. Стены ее были сплошь увешаны множеством этюдов и картин, а на большом классическом мольберте стоял то недописанный портрет, но масштабный пейзаж. Здесь собиралась городская интеллигенция, читались вслух книги, обсуждались выставки, всегда на столе лежал альбом с репродукциями того или иного мастера. В ту пору им были создан ряд графических (уголь, сангина) портретов фронтовиков, людей труда. Как бессребреник А. Сивограк дарил картоны и холсты портретируемым, жалко, что те работы сейчас уже не собрать воедино, это была бы очень яркая галерея.

С большим этюдником через плечо, бодрый, с обычным своим огоньком в глазах, Алексей Филиппович появляется в классе. Первое, что поразило малышей – маленький альбом его путевых зарисовок. Ребята жадно смотрят на быстрые искрометные эскизы, родившиеся на бумаге по дороге из Рожнов в Клинцы. Здесь и виды из окна автобуса, и силуэты попутчиков, и характерные детали освобождающегося от снежного гнета пейзажа.

«Если умеешь рисовать, то зачем учиться еще?» - задает вопрос маленький резонер. «Художник должен работать везде. Он должен пристально всматриваться в окружающий мир, учиться у природы. Он должен быть наблюдательным», – поясняет Сивограк. Его взгляд на мир созидателен, реалистичен, добр. Он – типичный представитель русского реализма в современном сумрачном и лживом мире постмодерна.

Темой сегодняшнего мини-семинара Алексей Филиппович выбрал перспективу. По его просьбе ребята подготовились к уроку, каждый дома создал картинку домика и принес в класс. С помощь магнитов рисунки крепятся к доске. Детские работы – яркие, фантастичные, но в большинстве неаккуратные, нестройные. Дом – то очень большой, но, наоборот, маленький.

Художник имеет намерение научить ребенка правильно видеть вещи и правильно их отобразить на листе бумаги. В эпоху Ренессанса перспектива была отдельной наукой, какую изучали не только художники. Целью изучения перспективы было дать реалистичный взгляд на мир вообще.
Художник на школьной доске, а младшеклассники в своих альбомах, старательно размещают и строят в согласии с законами перспективы свой новый домик. Дети устремлены в будущее, полны фантазий и мечтаний, в обозреваемой перспективе для них должно быть все ясно. В стенах «правильного» домика также по дисциплине перспективы «прорубаются» окна и двери. По своему усмотрению дети заселяют обитателями созданный мир. Шустрый мальчишка, видно, в будущем рачительный хозяин, изображает на переднем плане множество кур и гусей. Грустная девочка наполняет небо над домом обилием серых облаков. Дети «строят» палисадники и заборы, «сажают» гигантские деревья, щедро «сыплют» на лужайку цветы. А пожилой мастер пейзажа снисходительно и доброжелательно советует им.

Словно марсианский корабль в классе начинает расправлять свои выдвижные ножки принесенный художником этюдник. Фанерный ящик становится на пол, коробка раскрывается. Алексей Филиппович достает оттуда большую, выдавшую виды палитру. Перед невольно оставившими парты ребятами он объясняет ее предназначение – быть полем для смешивания красок. Поражают своей красотой пузатые тюбики с масляными красками. Да и в классе запахло скипидаром и льняным маслом как в мастерской – настоящая аура искусства.

Урок, задуманный на 45 минут, легко и непринужденно растянулся на два часа. В заключение мастер подарил классу один из последних своих этюдов, так сказать только из-под кисти – маленькие сосенки, ярко освященные солнцем, среди начавшего таять снега. Он рассказал, что его работы используют салоны красоты в Москве для украшения интерьера своих помещений.

Такое близкое, непосредственное знакомство с искусством – это своего рода откровение, прорыв в иную реальность. Впечатления от встречи с настоящим, неподдельных художником, ребята пронесут всю свою жизнь. Ведь так важно знать, что в мире есть что-то светлое, непохожее на будни. Что в мире есть сила, способная изменить его – эта сила красоты, культуры, искусства.

Г. Калашников, фото автора

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: А.М.
Вечно живой.
все фотографии »