Выставка 1954-го года в Клинцах


18 июня 2014 года

Выставка 1954-го года в КлинцахРовно 60 лет назад в Клинцы приехала передвижная выставка картин, сегодня считающихся культовыми и знаковыми в истории отечественного искусства.

«Выставка работает ежедневно с 11 часов утра до 7 часов вечера. Она обслуживается специально сопровождающим экскурсоводом. Вход свободный. Среди представленных работ имеется ряд полотен, авторы которых удостоены Сталинских премий», - за подписью директора выставки Л. Ционского выходит заметка в «Труде». Картины, привезенные в 1954 году, сегодня находятся в Третьяковской галерее и составляют золотой фонд советской живописи. Даже незнакомый с историей искусств человек знает такие полотна как «Отдых после боя» (более известна как «Василий Теркин на привале») Ю. Непринцева, «Письмо с фронта» А. Лактионова и «Утро на Куликовом поле» А. Бубнова. Тем приятней, что до того момента, как найти вечное пристанище в авторитетнейшем музейном зале, эти крупноформатные холсты объехали пол-России, а десять дней гостили в тогдашнем Клубе фабрики им. Ленина (ныне Городской дом культуры).

Донести социалистическое искусство в массы, ведь оно «принадлежит народу», - такова была задача поставленная в первый год после смерти Сталина, нужно было охватить культурно-массовой работой даже самые отдаленные уголки страны. Союз художников и Художественный фонд СССР подражая дореволюционным Передвижникам (в общество Товарищества передвижных выставок в конце XIX века входили И. Репин, В. Суриков, И. Крамской и др.) направили в массы десятки живописных холстов и графических листов. Да не каких-либо, а наиболее отражающих художественную и общественную ситуацию, гордость послевоенной культуры. Далеко еще было до XX съезда партии и доклада Н. Хрущева о разоблачении Культа личности.

Тогда единственная городская газета в репортаже без подписи рассказывает: «За неделю работы выставки ее просмотрело свыше девяти тысяч человек. Для размещения выставки предоставлено лучшее помещение города. Администрация клуба выделила шесть удобных просторных залов. Среди посетителей – рабочие текстильных предприятий, кожзавода «Красный гигант», учащиеся педагогического училища и текстильного техникума, средних школ, которые приходят на выставку организовано, вместе со своими руководителями, много педагогов, интеллигенция».

Легко представить себе тогдашнюю публику, например, ткачиху или токаря, отработавших первую смену, и зашедшую, выйдя через проходную из цеха, посмотреть настоящую пролетарскую живопись. Кино тогда было черно-белым, телевизоры с водяной линзой перед экраном появятся в домах клинчан через пять-десять лет. Танцы с духовыми оркестрами – хорошо, но – этого мало в эпоху, когда мобильники и Интернет не воображались даже писателями-фантастами. В 1948-ом в Клинцах начал работу свой городской профессиональный драматический театр, а до этого времени на сцене «старого» кинотеатра заезжие трупы показывали свои постановки в основном в летнее время года.

Преподаватель Детской художественной школы Г. Шмелев (в «Труде» 1954-го года публикуется третья статья на эту тему) подробно описывает свое впечатление от организации экспозиции, хвалит, как показана живопись, но ругает, как выставлена графика (она была вывешена в коридоре). «Мы нисколько не преувеличим значение выставки, охарактеризовав это явление как большое культурное событие, - пишет в своей довольно большой статье клинцовский художник, – Ведь популяризация изобразительного искусства в городе до сих пор не имела места».

Г. Калашников

Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: letmix
Помним
все фотографии »