Взгляд на историю города Клинцы из XXI века


3 декабря 2007 года

Взгляд на историю города Клинцы из XXI векаВзгляд на историю города Клинцы из XXI века – цикл статей Перекрестова Ромуальда Игоревича на нашей исторической страничке.

Об отношении современников к старообрядцам России
Оценивая трехсотлетнюю историю города Клинцы, четко определяются два этапа в его развитии.

Первый этап – это два первых столетия существования слободы, а затем посада Клинцы. В течение всего XVIII и весь XIX век посад Клинцы оставался старообрядческим поселением. Большинством населения посада в эти столетия были старообрядцы. Новообрядцы, лютеране и иудеи составляли меньшинство. В общественном сознании клинчан в это время преобладало старообрядческое мировоззрение с высокими моральными установками, более всего проявившими себя в культуре предпринимательства, благотворительности и в высокой культуре быта.

Второй этап, начиная с 1917 года, время постепенного вытеснения из сознания людей религиозного мировоззрения, затронувшее как православных старообрядцев и новообрядцев, так и приверженцев иудаизма, число которых в Клинцах в начале XX столетия составляло около пятой части населения. В годы Советской власти старообрядческая община постепенно сокращалась. Об этом рассказывают рамки для фото и сами фотографии, которые сохранили дух того времени.

Быстрый прирост населения в начале XX столетия, когда посад Клинцы стал уездным городом и вобрал в себя жителей предместий, в последующие годы постоянный приток населения из окрестных селений, обусловленный растущими потребностями в рабочих и служащих интенсивно развивающейся промышленности города, а в конце XX столетия значительное перемещение людей, вызванное Чернобыльской катастрофой и экономическим кризисом времён «перестройки», привели к тому, что количество старообрядцев в городе Клинцы резко сократилось, город перестал быть старообрядческим поселением…

Читать далее



О КУЛЬТУРЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ПОСАДА КЛИНЦЫ
Владимир Павлович Рябушинский, старообрядец, известный философ и писатель, организовавший в эмиграции общество «Икона», предложил понимать культуру любого народа как «всю совокупность его идей, религиозных, философских и других, а также свойственных ему навыков воли, – одним словом, народную душу и её внешние проявления... обычаи, памятники искусства, произведения промышленности и т.д.».

С этих позиций культура клинчан XVIII и XIX веков, оплодотворенная религиозной идеей о спасении, необыкновенно богата. В Клинцах созидались величественные храмы, писались великолепные иконы, производились иконы и кресты медного литья, трудились вышивальщицы и золотошвеи, украшавшие своими работами храмы, работали типографии, которые занимались переизданием старопечатных книг, собирались частные библиотеки, устраивались диспуты на духовные темы.

С 1740 года в Клинцах существовало училище для детей обывателей. Клинцовский обыватель Федор Козмич Карташев сказал в 1767 году переписчикам, составителям «сказки», что «пропитание имеет – учит обывательских детей грамоте». Такое же училище в эти годы было в слободе Зыбкой. Ни в одном селе Стародубского полка до конца XVIII века училищ для детей не было, только у старообрядцев.

Читать далее


Обсудить на форуме
Авторизоваться для голосования и добавления комментариев


ЛизаАлерт - Поиск внезапно пропавших людей - lizalert.org

RSS


  ФОТОАЛЬБОМ

Автор: А.М.
Вечно живой.
все фотографии »