О полномочиях прокурора при осуществлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Как известно новым Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на органы прокуратуры РФ возложены дополнительные полномочия по обеспечению гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности: формирование и утверждение Сводного плана проведения плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства; согласование выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приказом Генерального прокурора от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» детализирован порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положениями указанного порядка предусматривается, что согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основаниями для проведения внеплановой проверки согласно ст. 10 Закона являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в проверяющие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
По результатам рассмотрения заявления прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании, которое может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок. Решение органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
После завершения внеплановой выездной проверки органы контроля направляют в орган прокуратуры акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.
В случае выявления при проверке акта нарушений закона прокуроры вправе запросить дополнительные сведения у органов контроля в целях оценки законности их действий и принятых решений.
Заместитель прокурора района
советник юстиции
В.Н. Дорохин