С переходом на капиталистический способ хозяйствования и развитием конкуренции в нашу жизнь все глубже проникают новые способы и методы борьбы за покупателя. В этом отношении можно выделить два главных направления.
Одно из них, знакомое нам уже давно, – это реклама, задача которой - убедить потребителя в том, что ему просто необходимо приобрести тот или иной товар. Она формирует потребности, информируя людей о появлении новых товаров и услуг, описывает их назначение и достоинства (как реальные, так и мнимые). Конечным итогом ее воздействия должно стать непреодолимое желание немедленно стать счастливым обладателем престижной новинки.
Другое направление, скорее, этап – это привлечение покупателя в определенную торговую точку, «привязывание» его к ней. В этом направлении одним из наиболее действенных методов является система купонов и скидок. Купили новую спальню? У вас появляется возможность приобрести со скидкой постельное белье купон на которое покупателю выдадут одновременно с кроватью – в комплекте, так сказать. Но объявление о таком купоне в магазине мебели будет висеть наверняка на самом видном месте, так чтобы клиент никак не мог его не заметить.
Может показаться, что это какой-то подвох. Ничуть не бывало, все по-честному, и белье вы получите со скидкой (возможно, даже бесплатно – как мы любим все бесплатное!). Наша выгода на первый взгляд очевидна – а в чем же интерес продавца? Его интерес состоит в том, чтобы максимально быстро реализовать дорогостоящую спальню, желательно не одну, а как можно больше. Чем больше и быстрее оборот товара, тем выше прибыль.
Покупатель однозначно из двух предложений выберет то, где можно получить какой-нибудь бонус. И один и тот же товар в магазине, который предлагает бонус, будет продаваться, а в другом – нет. Схема воздействия на психику покупателя проста – сделал правильный выбор – получи конфетку. Купил дорогой кухонный гарнитур – получи купон на посуду. И эта простая схема эффективно действует!
Что лежит в ее принципе? Разумная и практичная маркетинговая политика продавца. Он действительно готов поделиться с покупателем частью своей прибыли, причем не в виде банкнот или условных скидок, а в конкретной материальной форме. Даровая посуда на кухне будет долго вызывать у покупателя приятное ощущение, и он почти наверняка за другими покупками обратиться к тому же продавцу. А продавец от этого не в убытке.