Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Мосты Санкт-Петербурга

Интересные факты, история

Самый длинный мост в Петербурге – Большой Обуховский мост на Неве (2824 метра), самый широкий – Синий мост на Мойке (99,5 метра)

Санкт-Петербург – город, расположенный на островах. Так что там целая сеть рек, речушек и каналов, через которые перекинуто множество уникальных в своем роде мостов. Всего в Петербурге, включая пригороды (Павловск, Петергоф, Пушкин), насчитывается около 800 мостов, из которых 218 пешеходных. Число мостов, расположенных в историческом центре города – 342. Около 30 из них взяты под государственную охрану как памятники архитектуры. Общая длина всех мостов Петербурга – около 16 километров.

Однако так было не всегда. Пётр I, как утверждает история, был противником мостов – желая приучить горожан к воде, он требовал, чтобы люди переправлялись, куда им нужно, на лодках или паромах. Возведение мостов разрешалось в исключительных случаях – только для транспортировки важных грузов. Подобным исключением стал первый построенный в Петербурге мост – Петровский (с 1887 года Иоанновский). Он был возведён в 1703 году и соединил Городовой остров (ныне Петроградская сторона) с Заячьим, где строилась Петропавловская крепость. Затем в городе появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка). Оба моста были деревянными.

В Петербурге и по сей день существует несколько деревянных мостов – они перекинуты через Охту, Монастырку, Фонтанку. Из дерева сделан Большой Петровский мост – 300-метровое 24-пролетное сооружение над Малой Невкой.

В дальнейшем мосты стали сооружать из камня. Самые первые каменные мосты, такие как Эрмитажный, Прачечный, Верхне-Лебяжий, Каменный мост через канал Грибоедова, и по сей день украшают город. Перилами этих мостов являются гранитные парапеты.

В конце XVIII–начале XIX веков мосты стали делать из металла и чугуна. В 1806 году с применением чугунного литья был возведен Зелёный (Полицейский, Народный) мост, соединивший берега реки Мойки. Кульминацией чугунного мостостроительного искусства стало сооружение первого постоянного моста через Неву – Благовещенского (Николаевского, в советские годы – моста Лейтенанта Шмидта). Он был выстроен в 1850 году.
Общая длина всех мостов Петербурга – около 16 километров

Тогда же, в начале XIX века, начали строить висячие, или цепные, мосты – у них в качестве несущей конструкции использовались железные цепи. С 1823 по 1826 годы было возведено 6 таких мостов. Из них до наших дней дошли 3 пешеходных: Почтамтский через Мойку, а также Банковский и Львиный мосты через канал Грибоедова. Через Фонтанку построили проезжие Пантелеймоновский и Египетский мосты. Первый очень сильно качался, поэтому его разобрали в 1908 году, заменив металлическим арочным. У второго, как выяснилось, имелся дефект в одной из несущих цепей, из-за чего 20 января 1905 года мост рухнул вместе с проходившим по нему эскадроном конногвардейского полка. Нынешний Египетский мост построен в 1956 году.

В 1967-1969 годах впервые в России был построен алюминиевый мост – это Коломенский мост через канал Грибоедова. Движение по нему открылось 30 сентября 1969 года.

Самый длинный мост в Петербурге – Большой Обуховский мост на Неве (2824 метра), самый широкий – Синий мост на Мойке (99,5 метра).

Из всех мостов Санкт-Петербурга только 22 разводные. Самый известный разводной мост – Дворцовый через Неву. Ещё один очень известный разводной мост на Неве – Троицкий (ранее Кировский), его построили к 200-летию Петербурга, а первый развод производил лично император Николай II.

Первым мостом через Неву стал наплавной Исаакиевский мост, сооружённый в 1727 году на барках. Он соединял Адмиралтейский остров с Васильевским. С 1732 года мост наводился ежегодно в течение 184 лет. Своё название он получил от Исаакиевской церкви, стоявшей западнее Адмиралтейства. После разрушения моста во время шторма в 1733 году барки, из которых он состоял, затонули. Новый наплавной мост имел в своей основе особо прочные понтонные суда. С 1856 по 1912 годы его наводили на месте современного Дворцового моста. В апреле 1916 года от искры проходившего по Неве буксира Исаакиевский мост сгорел. Сейчас о нём напоминают лишь береговые укрепления с гранитной облицовкой и закруглёнными лестницами на Адмиралтейской и Университетской набережных.

В Петербурге есть «разноцветные» мосты, они все пересекают Мойку. Первый чугунный мост – Зелёный, или Полицейский (потом Народный) – построен в 1806 году. В 1814 году был закончен Красный мост по Гороховой улице (до 1808 года на этом месте находился Белый мост), а в 1818 году – Синий мост, который является частью Исаакиевской площади. Жёлтый мост (потом Певческий) сооружен в 1840 году рядом с Дворцовой площадью. Мосты получили свои названия, потому что были выкрашены в разные цвета.

Около 30 питерских мостов взяты под государственную охрану как памятники архитектуры

Первый постоянный мост через Неву был сооружён в середине XIX века и назывался Благовещенским. Движение по нему открылось в декабре 1850 года. В 1855 году мост был переименован в Николаевский, после – в мост Лейтенанта Шмидта, а сейчас опять называется Благовещенским. Мост был реконструирован в 30-е годы XX века. В результате от старого моста сохранились лишь перильные ограждения с морскими коньками.

Первым в мире мостом с электрическим освещением стал построенный в 1879 году Литейный мост. Произошло это, потому что разместить фонари инженера Яблочкова на петербургских улицах в то время не представлялось возможным. Можно сказать, что электрификация Петербурга началась с Литейного моста.

Один из самых красивых невских мостов – Троицкий – празднует свой день рождения в один день с Санкт-Петербургом, но разница в их возрасте составляет 200 лет. Проект моста разрабатывал знаменитый французский инженер А.Г.Эйфель - создатель знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Строила мост французская фирма «Батиньоль», при закладке присутствовал император Николай II.

Лештуков мост через Фонтанку ленинградцы прозвали «Нет ли лишнего билетика». Мост вёл к подъезду популярнейшего театра им. Горького (ныне Товстоногова). На мосту выстраивались граждане, желавшие попасть на спектакль, но не имеющие билетов, и донимали всем проходящих вопросом: «Нет ли лишнего билетика?»

Сейчас администрация Санкт-Петербурга рассматривает вопрос о строительстве через Большую Неву ещё одного моста с рабочим названием Ново-Адмиралтейский. Предполагаемый объем инвестиций – порядка 7,9 миллиардов рублей.

Многие мосты в Санкт-Петербурге украшают кованые фонари, а также львы – ещё один символ города. Если вы решите посмотреть все мосты, то турфирма Санкт-Петербурга сможет организовать ваш отдых в удобное время.

ЛЕГЕНДЫ

Из всех мостов Санкт-Петербурга только 22 разводные

Существует легенда о том, как в Санкт-Петербурге появился первый наплавной мост. Будто бы Екатерина I надумала переправиться на Васильевский остров, чтобы навестить Александра Даниловича Меншикова. Но когда она садилась в лодку, та качнулась, и вода залила подол царского платья. Екатерина попробовала ещё раз, но ещё больше промокла. Тогда она приказала собрать все лодки, поставить их борт к борту, а сверху настелить мостки. На самом деле, мост, соединяющий усадьбу Меншикова с Адмиралтейским островом, был построен по приказу самого светлейшего князя.

Аничков мост. В 1715 году в том месте, где Невский проспект пересекает Фонтанку, был построен деревянный мост. Граница города тогда проходила по Фонтанке, и здесь располагалась застава. Мост построили солдаты, которыми командовал подполковник М.О.Аничков. В дальнейшем мост стали называть именем подполковника. Впрочем, в обиходной речи его иногда называют Аничкиным – по имени какой-то никому не известной Ани.

Благовещенский мост. Согласно легенде, строительство первого постоянного моста через Неву было настолько трудным и необычным, что Николай I распорядился повышать автора проекта Станислава Валериановича Кербедза в чине за возведение каждого нового пролёта. Узнав об этом, Кербедз пересмотрел проект с тем, чтобы увеличить количество пролётов. Правда это или нет, осталось тайной – известно лишь, что, начав возведение моста в скромном чине капитана, Кербедз закончил строительство генералом.

Большеохтинский мост. Есть легенда о том, что среди миллиона заклепок этого моста есть одна золотая, закрашенная в один цвет со всеми остальными. Правда, никому неизвестно, где она расположена.

Мост Александра Невского. Этот мост соединяет центр Петербурга и Малую Охту. Площадь Александра Невского – одна из красивейших в городе. Однако в начале ХХ века это место пользовалось дурной славой. Здесь стояли огромные амбары - зернохранилища, между которыми пролегали трамвайные пути. Освещения не было, и редкие прохожие часто становились жертвами грабителей, обитавших на заброшенном кладбище. Но ещё большую опасность представляли полчища крыс, жившие в амбарах. Каждый вечер крысы отправлялись к Неве на водопой, и впечатление было такое, что шевелится сама земля. В это время здесь прекращалось всякое движение, останавливались трамваи и автомобили. По городу долгое время ходила леденящая кровь история о том, как в 1920 году один извозчик решил проскочить сквозь крысиный поток и как потом на этом месте были найдены только два скелета – человека и лошади.

9 мая 2002 года на площади был открыт памятник Александру Невскому. Говорят, что один из старцев Александро-Невской лавры давным-давно предрекал России тяжелые времена и говорил, что они закончатся, когда в Петербурге появится пятый памятник царю. Этот памятник как раз пятый.

В Петербурге есть «разноцветные» мосты, они все пересекают Мойку

Египетский мост. Простояв 78 лет, в 1905 году этот мост через Фонтанку обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. В народе сразу же появилась легенда о некой даме, Марии Ильиничне Ратнер, жившей неподалёку. Якобы она увидела в окно строй гвардейцев, марширующих по мосту, и воскликнула: «Чтоб вы провалились!» И в тот же момент мост рухнул со всеми, кто на нём находился.

Эрмитажный мост. Небольшой гранитный спуск к воде под аркой, ведущей к Эрмитажному театру, неразрывно связан с героиней «Пиковой дамы» А.С.Пушкина. Отсюда Лиза, отвергнутая любимым, бросилась в воду. Именно это место возле моста через Зимнюю канавку у Дворцовой набережной воспроизводят декорации в одноименной опере П.И.Чайковского.

Поцелуев мост. В прошлые века этот мост, находившийся на самой границе города, служил местом тайных свиданий, отчего будто бы и получил своё название. По другой версии, рядом с мостом находилась тюрьма, и здесь заключённые прощались с родными и близкими. Согласно третьей, на этом мосту прощались те, кому приходилось уезжать из города. Ещё один вариант: название возникло из-за того, что рядом были казармы Морского экипажа и, уходя в плавание, моряки прощались на мосту со своими возлюбленными. Однако, вопреки легендам, название происходит от фамилии купца Поцелуева, у которого неподалёку был трактир «Поцелуй». Тем не менее и сейчас многие молодожёны приходят в день свадьбы на Поцелуев мост. Существует предание, что если поцеловаться на мосту, а лучше проплывая под ним, совместная жизнь будет долгой и счастливой.



Источник: Туристический Петербург
Размещено: 04.01.2011
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!