Главная > Журнал > Спорт
Спорт | К списку статей

Рисан - Жабляк

Рисан - ЖаблякПредлагаем вам познакомиться с новыми путешествиями нашего земляка, Дмитрия Житомирского и его семьи.
 
Житомирский Дмитрий Евгеньевич - работает начальником отдела подготовки эфира ГРК "Радио России". Его передачи вы слушаете каждый день на волнах "Радио России". Дима веселый и добрейший человек! Живет в Москве. На нашем сайте его можно встретить под ником "Дима". Родители Дмитрия родились в Клинцах и он часто здесь бывает.
 
В июле и августе Дима и его семья совершили путешествие на автомобиле по маршруту: Белоруссия, Украина, Венгрия, Сербия, Босния, Черногория, Румыния.
Об этом путешествии Дима и будет рассказывать на страницах нашего журнала. Если вам не терпится узнать всё и сразу, то добро пожаловать на страницу Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
 
Часть пятая. Рисан - Жабляк
Рисан - Жабляк

Дни 16-17. 2-3 августа, пн-вт
Рисан — Петровац
Дневной пробег: 85 + 8 км.
От дома отъехали на 3693 км.
Ночевки в кемпинге: 19 евро за ночь.

Не торопясь, сложили лагерь. Уже немного отвыкли от этого занятия — впервые в этой поездке пять ночей на одном месте простояли. Собираться было жарко, я периодически окунался в холодную речку, и это спасало.

Когда мы только заезжали в этот кемпинг, мне дали листок с ценами, я прикинул по нему, во сколько обойдется постой. И в «час расплаты» приятной неожиданностью стало то, что взяли на пару евро за ночь меньше, чем я предполагал. По-моему, детей вообще не стали считать.

Накануне вечером у нас закончился газ в баллоне. В таком обычном нашем бытовом красном пятилитровом пропановом баллоне. Хозяин кемпинга, который безвозмездно дал нам свою горелку для приготовления ужина и завтрака, сказал, что заправить мой баллончик можно отнюдь не везде. Я-то думал, что сделаю это на любой АЗС, где написано «AutoGAS».
Поехали по побережью в сторону Петроваца, где планировали найти следующий кемпинг. На всех заправках стоят какие-то стандартные желтые баллоны с газом. Их продают и меняют пустые на полные, но заправить мой баллон нигде нельзя. За Котором служащий на АЗС указал на какую-то боковую дорожку, сказал, что надо буквально минуту проехать. И действительно, там у дороги нашлась каморка, в которой сидел человек и стояло много газовых баллонов. Человек с интересом оглядел мою емкость, велел подождать и ушел колдовать вглубь. Потом по его возгласу оттуда я понял, что все-таки получается. Оказалось, что он просто соединил мой пустой баллон с другим, большим и полным. Потом как-то неуверенно назвал цену, что-то около 2,50 евро. У меня мелочи набиралось чуть меньше, и заправщик с готовностью взял столько, сколько было.

Едем вдоль побережья дальше, подбросили какого-то паренька до Будвы, поглядываем по сторонам. Появляется очень много рекламы недвижимости, и большинство ее — на русском языке. Более того, по-русски рекламируют шторы, обои и т. п. Вокруг Будвы наблюдается просто настоящий строительный бум.
Проехали знаменитый остров-отель Свети-Стефан, чуть дальше есть пляж Црвена Главица и одноименный кемпинг. Место считается интересным именно из-за вида на Свети-Стефан, за который постояльцам отелей и вилл приходится доплачивать, а тут это — бесплатное приложение.
Раз уж едем мимо кемпинга Црвена Главица, решили остановиться и разведать. На разведку пошел я один. Кемпинг стоит на крутом склоне, к нему с дороги даже по серпантину съезжать приходится. А потом еще круто вниз пешком к морю. Вид мест общего пользования меня не порадовал, все разбитое какое-то, а души — так вообще просто на улице без перегородок и шторок. Ну и вода там явно не подогревается. Спустился на пляж, думаю, что-то народу мало совсем. А потом пригляделся — те, что есть, все голые. Это нудистский пляж. Я спросил потом, оказалось, что обычный пляж тоже есть, в другой стороне. Осматривать не пошел, не понравилось мне тут. Едем дальше.

Проехали Петровац, и после въезда в деревню Булярица видим указатель на кемпинг. Это кемпинг «Маслина», я встречал упоминания о нем в интернете, но информации было минимум, только e-mail, письма на который не доходили вообще.
Мы осторожные, пошли с Леной сначала пешочком обошли территорию, дошли до пляжа, выбрали себе местечко, и только потом уже я подогнал машину. На редких фото в интернете кемпинг выглядит каким-то унылым и облезлым, на деле же все оказалось довольно хорошо. Минус — вытоптанная площадка почти без травы, но зато много деревьев, тени хватает всем. Наши земляки Саша и Марина приехали отдыхать на honda civic 2009 года. Автомобиль очень понравился. Мне разрешили на нем прокатиться, но я поехал, как пассажир, не стал рисковать чужой техникой.

Кемпинг Маслина

И, счастье для девушек, горячая вода! Бойлеры работают от солнечных батарей, поэтому днем вода горячая везде, а в одном душе она горячая и ночью, потому что греется от сети. Все «фасилитиз» в приличном состоянии, только почему-то ни одна из туалетных кабинок не запиралась.

Мы поставили палатку в той части кемпинга, которая ближе всего к морю — идти было минут пять до пляжа, ну а потом еще немного вдоль пляжа к месту, где людей поменьше.

Кемпинг Маслина

Пока мы устраивались, к нам подошел местный служащий с громким пением «Шаланды полные кефали в Одессу Костя приводил...» и возгласами «Добро пожаловать, русские!». Потом мы наблюдали этого немолодого человека, общающимся с французами, с итальянцами на их родном языке.

Прямо у пляжа оказался еще один кемпинг («Buljarica»), но совсем какой-то не уютный, похожий на дикую стоянку. Без деревьев, и территория кемпинга совмещена с парковкой для тех, кто приезжает на пляж на машине.

Да, совсем забыл, мы же возим за собой копченый окорок — пршут. Рассудив, что в закрытой машине ему может стать нехорошо, в прошлом кемпинге мы упаковали его в три пакета и опустили в холодную речку, закрепив на берегу. Пршут все-таки промок. В новом кемпинге пришлось придумывать что-то другое. Окорок был подвешен в тени между двумя сросшимися у основания стволами лаврового дерева, обмотан, как мумия, бумажным полотенцем — во-первых, от мух, а во-вторых, от соседей по кемпингу. Уж больно окорок соблазнительно выглядит. Оставалось только надеяться, что местные собаки его не тронут.

Поставили лагерь, пошли на пляж. Пляж неплохой, галька и довольно чисто. Море тоже совершенно прозрачно. Ну и все отметили, что оно-то точно отвечает критериям «настоящести». Чуть в стороне от нас в море был очень живописный остров.

Остров

Пока мои купались, я поехал в Петровац, где нас уже несколько дней дожидалась наша знакомая Лена Цагадинова с дочкой Яной. От нашего кемпинга до центра Петроваца 3 километра, я подхватил их там и повез к нам в гости. Тут произошло довольно забавное происшествие. Выезжая из кемпинга на трассу, я обратил внимание на мелкое ДТП на встречной полосе. Проехал его по дороге в Петровац, теперь мы уже втроем возвращаемся. Объезжаем этих ждущих полицию людей, едем, едем, и поворота на кемпинг нет! Ведь там же был указатель на кемпинг, иначе бы мы его не увидели с дороги. Разворачиваемся, доезжаем снова до ДТП — поворота нет. Опять разворачиваемся, и опять уезжаем уже далеко, а указателя на кемпинг нет! И снова вернулись к этому несчастному ДТП, вот и дом, который я приметил, и заправка, а поворота на кемпинг нет. Ну, как потом оказалось, я из кемпинга выехал по другой дороге, там нет указателя, а поворот с указателем был, не доезжая аварии. Я его проехал в самый первый раз, потому что даже не ждал, что он тут будет, ориентируясь все на то же злосчастное ДТП.

Потратив немного лишнего времени и лишних нервов, привез Лену и Яну контрабандой к нам в кемпинг, потом весь вечер не пил ни пива, ни вина, ни ракии, думая, что повезу их обратно в апартаменты. Но так душевно сидели, что решили уже никуда не ездить, а уложить их тут же, у нас. Я ушел спать в машину, все остальные нормально разместились в палатке.

Фото Яны Цагадиновой

Утром купались у нас на пляже, а потом поехали в Петровац обедать и купаться на городском пляже, который понравился нам гораздо меньше нашего. Перед тем, как возвращаться к себе, договорились с Леной и Яной, что завтра в 10 утра мы забираем их и едем вместе на Скадарское озеро.


День 18. 4 августа, ср
Петровац (Скадарское озеро, Старый Бар)
Дневной пробег: 112 км.
От дома отъехали на 3805 км.
Ночевка в кемпинге: 19 евро.
Проезд через тоннель Sozina: 2,5 евро.

Подхватив Лену и Яну Цагадиновых в Петроваце, едем на Скадарское озеро. Это огромное озеро, поделенное между Черногорией и Албанией, славится рыбой и птичьими колониями, ну и просто красивейшими видами.

Мы хотели пересечь горный хребет, идущий вдоль морского побережья, поверху, по серпантинам. Отчасти для того, чтобы показать Лене и Яне все прелести горных черногорских дорог, по которым им еще не приходилось ездить. Однако мы доверились навигатору, а он привел нас к тоннелю Созина, самому длинному автомобильному тоннелю в Черногории (более 4 км), который построили всего 5 лет назад для того, чтобы значительно спрямить дорогу с побережья в административный центр — Подгорицу, исключив из нее серпантины. Как я и предполагал, проезд по тоннелю платный — 2,50 евро. Отдаем деньги и вылетаем уже по ту сторону гор.
Еще чуть-чуть, и мы в Вирпазаре — это туристическая мекка на берегу озера, сюда привозят всех туристов. Вот и нас на въезде в поселок отловил какой-то дедок, всучил рекламу отеля «Пеликан» (на озере водятся и эти птицы), предложил катание на лодке за 5 евро с человека. «Позже,» — сказали мы ему и проехали дальше. Не зря же мы сюда приехали на своей машине, надо прокатиться вдоль озера и посмотреть, что к чему. Напрасно мы переживали, что нечаянно избежали горных дорог, узкая дорожка вдоль озера изобиловала спусками и подъемами, петляла, то уходя от берега дальше, то приближаясь к нему, и тогда открывались красивейшие виды. Машин, встречных и попутных, — единицы, а из пешеходов встретилась только черепаха. Вот, кстати, она, а заодно обратите внимание на ширину типичной черногорской дороги, предназначенной для двустороннего движения. Дети тут стоят в небольшом «карманчике» для разъездов.

Черепаха на дороге

Машин хоть и мало, но те, что встречаются, в половине случаев имеют иностранные номера. Место туристическое, цены на фрукты, вино и мед у дороги — тоже. Яблоки, правда, оказались вкусными — настоящими, из домашнего сада.

В конце концов, решили свернуть с дороги, идущей вдоль побережья, в деревню на берегу. Навстречу попался минивэн с белорусскими номерами. Разъезжаясь, пообщались через открытые окна. «Куда вы едете?» — спросили нас — «Там болото!» Значит, посмотрим на болото. Дальше по дороге нас остановил паренек и предложил катание на лодке. Выходило как-то недешево, нормальная прогулка встала бы в 60 евро на нашу компанию. Мы решили все-таки доехать прямо до берега и решить уже на месте, что делаем дальше.
Как оказалось, там нет «просто берега», все дорожки приводят к конкретным рыбацким домам, которые расположились в тех местах, где к озеру можно нормально спуститься. И вот у одного такого дома видим надпись на английском: «Хотите покататься на лодке — посигнальте». Гудим, выходит парень. Говорит, что до монастыря на острове и обратно — 30 евро, до пляжа и обратно — 40 евро. Это где-то полчаса в одну сторону. «А если и к монастырю, и на пляж?» — спрашиваю. «Те же 40 евро,» — отвечает. Ну и по рукам.

Проходим через двор к воде, грузимся в узкую и длинную деревянную лодку с 4-сильным мотором. Сидячих мест в «базовой комплектации» недостаточно, и нам приносят еще две скамеечки, одна из которых представляет собой чуть тюнингованный ящик для бутылок.
А вот, что имели в виду встреченные белорусы под болотом. Берега озера, действительно, поросли водорослями.

Скадарское озеро. Фото Лены Цагадиновой
Скадарское озеро. Фото Лены Цагадиновой

Зато стоит только отплыть... И мы отплыли!

Скадарское озеро

А вот те горы в дымке — это уже Албания.

Скадарское озеро

Подплыли к крохотному острову с монастырем. Судя по всему, это была Старчева Горица.

Старчева Горица

Наш проводник заглушил мотор и рассказал, что это мужской монастырь, что других построек на острове нет, и живет здесь один монах. Ну и то, что мы не можем посетить этот монастырь, потому что неподобающе одеты. Интересно, а если бы мы заказали вояж только до монастыря, то так бы вот должны были развернуться и уплыть обратно?

Продолжаем движение к пляжу Муричи — единственному пляжу на всем озере! То есть все остальное побережье скалистое или заболоченное, и вот только в одном месте можно купаться с берега. Белую полоску пляжа видно издалека, а это мы уже на нем.

Скадарское озеро. Пляж Муричи

Людей можно пересчитать по пальцам одной руки, ни одной причаленной лодки нет. У нас есть время искупаться, я спросил про 20 минут, наш проводник мне ответил, что можно и больше, он подождет.
Вода — ну очень теплая, очень чистая, пригодная для питья. Мыслящие образами девушки сравнили купание в Скадарском озере с купанием в облаке. Действительно, одно удовольствие!

Капитан наш тоже поплавал, а потом я его немного порасспрашивал, стоя по пояс в воде. Оказалось, что озеро не замерзает, зимой температура воды +12 градусов. Снег тут бывает, но нечасто. Рыбалка прекращается только в апреле на период нереста. В озере 40 видов рыб, основной — карп. Ловятся экземпляры до 30 кг, а 2-3 кг — это считается мелкий карп. «А у вас-то на продажу есть рыба?» — спрашиваю. «Нет, — говорит, — сегодня сети уже сняли и всю продали, завтра будет. А много надо?» — «На ужин только.» Ну, он звонит приятелю и говорит нам, что у того есть.
Заканчиваем купаться и плывем уже теперь в обратную сторону.

Скадарское озеро

Уже у берега мы подплываем к одному из многих поплавков, сделанных из пустых пластиковых канистр. На поплавке закреплен большой садок с карпами. На первый вытащенный из садка экземпляр мы замахали руками, мол, куда нам такого большого! Жалко, фото не сделали. А вот этих двоих — давайте!

Карпы из Скадарского озера

За пару отдали 10 евро.
Причалили, я прошу, если возможно, почистить карпов. Парень передает их своей матери, а нас провожает на крыльцо дома, предлагает посидеть, угощает детей печеньем. Его колоритная бабушка в это время не перестает нами умиляться и щебетать по-сербски.

Да, место, конечно, потрясающее! И чего все рвутся покупать дома на море, когда есть такое замечательное озеро?

Скадарское озеро

Вот и наша рыба. Она не только вычищена изнутри и снаружи, но и надрезана со стороны хребта таким образом, что получилась как бы стопка из стейков, соединенных на брюхе. Благодарим хозяев за прогулку и рыбу и едем обратно.

Скадарское озеро. Фото Лены Цагадиновой

Мы решаем посмотреть Старый Бар и выбираем кратчайшую дорогу. Вот тут наши любимые серпантины во всей красе! Лена Цагадинова снимает на видео (2,3 Мб), высунув камеру в окно. Сама при этом старается туда не смотреть. А мы уже закаленные. После череды подъемов начинается затяжной спуск. Несмотря на то, что селектор АКПП стоит в положении «2» (пытаюсь тормозить двигателем), тормозные диски раскаляются до синих разводов. Это я заметил, когда вышел из машины на одной смотровой площадке. Думал, такой цвет у них теперь и останется, но диски потом остыли, и разводы пропали.

Старый Бар — это руины древнего города и ведущая к ним улочка с магазинами, ресторанчиками и музеем. Квартал этот мусульманский, со всем присущим колоритом, вполне вероятно, что его населяют албанцы — тут недалеко до албанской границы.

Дорога в Старый Бар. Фото Лены Цагадиновой

За вход в полуразрушенный город берут небольшие деньги, дают взамен схему с подписями на разных языках. Тут же на входе висит большой плакат, из которого узнаем о грандиозных планах по реставрации Старого Бара, большая часть которых еще не реализована по причине нехватки средств.
Старый Бар

Полазив по развалинам, спустились вниз по крутой мощеной улице с ресторанами. В одном из них выпили кто кофе, а кто кизилового компота. Обслуживал нас мальчик лет десяти. Само по себе это уже удивительно. Но он просто как-то необыкновенно чисто, естественно и легко говорил по-русски. Однако когда наш с ним разговор вышел за рамки ресторанной лексики, мальчик сразу попросил перейти на английский, которым он неплохо владел, что тоже не совсем типично для его возраста. Оказалось, что английский он изучает в школе, а русским владеет его папа, но учит он его больше тут, в ресторане, среди посетителей. Видимо, у мальчика способность к языкам и очень хороший слух, потому что говорит он ну почти без акцента. В общем, ребенок произвел на нас впечатление не меньшее, чем развалины.

По широкой, но загруженной дороге вдоль моря вернулись все вместе в кемпинг. Пожарили сразу обоих карпов, из голов сварили уху. Стоишь так у плиты, руку вверх поднимаешь, срываешь лавровый листик — и сразу его в кастрюлю!

Карпы! Фото Лены Цагадиновой

Под такую закуску я даже не стал пытаться мучить себя воздержанием от спиртного, а проводить Цагадиновых до апартаметов в Петроваце решили пешком. Пошли мы с Машей, Лена осталась укладывать мальчишек спать. Хорошая получилась прогулка! К счастью, я не забыл фонарь, потому что дорога абсолютно темная, тротуара или обочины на ней нет, идти приходится и по мостам, и в тоннеле. Надел фонарь на лоб, влючил мигающий режим, чтобы мы для машин приметнее были — и пошли. Дорога туда и обратно заняла у нас часа полтора, зато хмель выветрился, и, вернувшись, я еще искупался в ночном море.


Дни 19-21. 5-7 августа, чт-сб
Петровац — Жабляк
Дневные пробеги: 0+6+193 км.
От дома отъехали на 4004 км.
Ночевки в кемпингах: 19+19+14,5 евро.

Четверг мы полностью посвятили пляжному отдыху, никуда с нашего пляжа не уезжая.

Пляж Булярица

Кстати, мы были готовы к тому, что придется покупать тапочки для купания из-за обилия в море острых камней и морских ежей — во всяком случае, это один из общеизвестных фактов о Черногории. Однако ежей я видел только на глубине, когда плавал в очках, — нырял и хотел вытащить одного, но колючки втыкались в пальцы и обламывались, а еж совершенно не думал отрываться ото дна. Острых камней на пляжах нам тоже не попадалось, хотя заход в воду не очень комфортный, и в тапочках, да, было бы лучше.

Пляж Булярица

Пятница — последний наш полный день на море в этом путешествии. Но все-таки проводить его целиком на пляже, как предыдущий, не хочется. И мы решаем пешком прогуляться до монастыря Градиште, дорога к нему начинается прямо у выезда из нашего кемпинга на трассу. Эта дорожка через некоторое время превращается в лестницу из необработанных камней, ведущую на гору, и приводит к монастырской калитке — «черному ходу», как мы поняли.

Монастырь Градиште

Монастырь небольшой, красивый, с ухоженной территорией.

Монастырь Градиште
Монастырь Градиште
Монастырь Градиште

На кладбище при монастыре мы впервые встретили гробницы с «открытыми датами» — люди еще живы, но их имена и даты рождения уже выбиты на камне.

Монастырь Градиште

С этой горы открывается вид на всю бухту Булярица и на рощицу, в которой стоит наш кемпинг — примерно посередине бухты.

Бухта Булярица

Вышли из монастыря мы через «парадные» ворота, спустились и оказались гораздо дальше от кемпинга, чем планировали. Тут нам на глаза попались артефакты неугасающих споров о статусе Косово.

Косово jе Србиjа

Вечер мы снова провели у нас в кемпинге в компании Лены и Яны Цагадиновых. Завтра мы уезжаем с побережья в горы, а их самолет до Москвы еще через несколько дней, так что это что-то вроде прощального ужина. Ночной путь до своих апартаментов в Петроваце они планировали снова проделать пешком в нашей компании, но, разомлевшие, остались контрабандой ночевать у нас.

Утром я отвез Лену и Яну, потом мы собрали наш лагерь, отогнали машину в сторонку, чтобы не занимать место, провели еще пару часов на море и поехали в сторону города Жабляк и национального парка Дурмитор.

Ехать снова надо мимо Скадарского озера, только на этот раз мы поехали к нему уже не через платный тоннель, а по серпантинам. И вот поднимаемся выше и выше, видим все побережье на много километров, бросаем последний взгляд на море, потом перевал, и снова видны водные просторы, но это уже Скадарское озеро. Дорога идет по дамбе у западной оконечности озера. Вода оказывается и справа, и слева от дороги.

Скадарское озеро

Тут же у трассы торгуют рыбой. За 12 евро мы купили трех еще живых карпов, которых при нас и почистили.

Путь в Жабляк лежит через Подгорицу — административный центр страны. Гулять по городу мы не планировали, но насквозь его проехали. Вот знаменитый мост Миллениум.

Подгорица. Мост Миллениум

Дальше едем по каньону реки Морача и любуемся видами.

Дорога в Жабляк
Дорога в Жабляк
Дорога в Жабляк
Дорога в Жабляк

Потом узкая и часто совершенно разбитая дорога поднимает нас серпантинами все выше и выше в горы. И чем выше мы, тем ниже температура за бортом. От приморской жары остались лишь воспоминания.

Дорога в Жабляк

И вот на высоте около полутора километров горы исчезают — мы на плато, а кажется, что на равнине с невысокими холмами. Вот только совсем нет ни деревьев, ни кустарников.

Дорога в Жабляк

Въезжаем в Жабляк и идем в магазин за продуктами. Холодно, явно меньше 20 градусов. Потом снова в машину, проезжаем еще несколько километров, видим перед собой шлагбаум на въезде в национальный парк Дурмитор и множество машин перед ним, а направо отходит крутая дорожка к нашему кемпингу «Ivan Do». Навигатор с задачей на этот раз справился и привел точно.

Уже вечер, обитатели кемпинга вернулись с прогулок по горам, и тут бурлит жизнь. Кто-то готовится ужинать, кто-то фотографируется с забредшей в кемпинг коровой. Нам указали на место у заборчика, где можно поставить палатку.

Кемпинг Ivan Do

Место прекрасное, кемпинг хороший, один минус — только два туалета и два душа. В «часы-пик» собираются очереди. На следующий день я встретил человека на дороге у поворота на кемпинг. Он раздавал визитки другого автокемпинга, а на словах делал упор на то, что там 10 туалетов. Конкуренция...

Ну а еще в горах, конечно, довольно холодно. То есть мы приехали, и было прохладно, но стало быстро темнеть, с темнотой появилась роса, и стало по-настоящему холодно: свитер, куртка — все это оказалось кстати. Ночью зарылись в спальники и, вроде, не замерзли.



Автор: Дмитрий Житомирский
Источник: Автопутешествия Дмитрия Житомирского и его семьи
Размещено: 02.12.2010
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!