Клинцовские Вести

13.07.2011

Культура | все статьи рубрики

Село Богородицкое



Изучая& 300-летнюю истории Ардони, нельзя обойти вниманием левобережную часть поселка, которая до 1930-х годов носила название село Богородицкое.
 
Первое упоминание о селе Богородицкое встречается в переписи 1781 года как о селе Лыщицкой волости Киево-Печерской лавры. Об этом сообщил А. Лазаревский в «Описании старой Малороссии», он же привел состав Лыщицкой монастырской волости, где было перечислено шесть сел, одна деревня, две слободы, один хутор и «село Богородицкое при речке Ардёнке, поселенное монахами в первой половине XVIII в.».
 
Документов о начале заселения села Богородицкое не сохранилось.
В «осадной грамоте» на поселение слободы Ардонь, выданной старообрядцам в 1711 году лаврским архимандритом, ничего не говорится ни о «речке Арденке», ни о существовании деревни или села на левом берегу «речки Арденки». Было только сказано о «гулящом грунте Ардонском», находящемся «за миль четире от маетности нашой Лищич и Павлич», и об обещании «никому из подданних наших во околичности там зостаючим, не чинити ниякой перешкоди в грунтах их».
 
Есть основание предполагать, что заселение левого берега речки Арденки монастырскими крестьянами началось после 1715 года, после того как слобода Ардонь была отторгнута у лавры и включена в состав Государевой волости описных раскольничьих слобод Малороссии. С этого времени лавра начала вести постоянные хлопоты о возвращении Ардонского грунта, а налоговую недостачу, вызванную потерей бездоимочных плательщиков старообрядцев, восполнять, заселяя свои земли новыми крестьянами.
 
То, что левый берег речки Ардонь не принадлежал изначально слобожанам Ардони и к 1737 году там уже были пашни монастырских крестьян, узнаем из письма Лыщицкого монаха, сообщившего, что в 1737 году подполковник Хрипунов межевал грунты для ардонцев и прирезал им земли за хорошее подношение. Из Ардони Хрипунов выезжал «на поделанных ему колясах и спалнях с упряжжу лошадей». В настоящее время такой подарок можно сравнить с подношением машины иномарки. После отъезда Хрипунова старообрядцы из Ардони «з сокирами, кирками, заступами, везде дороги через Ардонь речку попрочищивали и гать для прогону скотини понамощували, и немало крестянских пашен повибивали…».
 
В 1741 году, когда правительство вернуло Киево-Печерской лавре слободу Ардонь, Лыщицкий городничий восстановил южную границу Ардонского грунта по речке Арденке, а заселение левого берега крестьянами и казаками было продолжено.
 
Следует отметить, что в 1740 году, когда архимандрит Киево-Печерской лавры Тимофей Щербацкий просил в челобитной вернуть лавре три слободы – Свяцкую, Ардонь и Тимошкин Перевоз, то обещал «…положенный с раскольников оклад употреблять на постройку в тех слободах православных церквей», а также заботиться о приведении «от заблуждения их к единогласному православному исповеданию».
Обещанная церковь бы-ла построена во имя Святителя Николая на левом берегу речки Арденки, а название селу дали «Богородицкое». Обычно названия сел «Рождественское», «Никольское», «Успенское», «Троицкое», «Богородицкое» говорят, что в селе есть храм, освященный на антиминсе во имя Рождества Богородицы, Успения Богородицы, Троицы, Святителя Николая и др.
 
Но почему «Богородицкое»? Конечно не потому, что в Ардони задолго до 1740-х годов была часовня, название которой относилось к кругу «Богородичных». Часовня называлась во имя «Успения Пресвятыя Богородицы». Невероятной следует признать мысль, что лаврские монахи вдохновились и присвоили селу Богородицкое название «раскольнической» часовни во имя «Успения Пресвятыя Богородицы».
Скорее всего, название селения было выбрано по иному признаку. Подсказкой для правильного объяснения может послужить жалоба Лыщицкого городничего Моисея Якубовича 1724 года, в которой он докладывал о грабеже лаврских подданных в Стародубе: «…Симон Маслак в Стародуб прибывши, заграбил на торгах в подданних богородичних (лаврских)…вещей, рублей на 90 и больше…». То есть, словом «богородичных» монахи называли принадлежащих им монастырских крестьян.
 
Самым древним, освященным столетиями храмом Киево-Печерской лавры была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, «она ископана была руками первых подвижников» – сообщает предание. Позже в Печерском монастыре была построена «Великая лаврская церковь – собор во имя Успения Пресвятой Богородицы». Богородичные святыни лавры, культ Богородицы давал монахам Киево-Печерской лавры основание считать, что всё, что принадлежит лавре, принадлежит Богородице, Богородицкому монастырю. Богородицкими были лаврские волости Стародубья: Лыщицкая, Попово-Горская и Бобовицкая, «Богородицкими» были лаврские крестьяне, «Богородицкими» были лаврские села, их ещё называли «Чернецкими», то есть монастырскими.
 
Дав поселению на левом берегу реки Ардонь название «Богородицкое», монахи, с одной стороны, объявили его собственностью лавры, и в то же время село получило название в честь главных святынь Киево-Печерской лавры: церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и собора Успения Пресвятой Богородицы.
 

Р. И. Перекрестов



Обращений: 2672 / Оценка читателей: 0.00 / Голосов: 0
Размещено: 13.07.2011



Адрес этой страницы: http://www.klintsy.ru/vesti/print.php?id=71
Адрес полной версии статьи: http://www.klintsy.ru/vesti/culture/selo-bogorodickoe_71.html


©2002-2024 Клинцы.RU